Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481594-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект, УПК РФ соответственно) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2023 г. N 33-П.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 82 и 240 УПК РФ в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому судебным толкованием в системе действующего правового регулирования, служат основанием для уничтожения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, после вступления в законную силу приговора суда по одному из этих уголовных дел, притом что по другому (другим) приговор в законную силу не вступил и сохранение данных предметов (образцов) возможно, исходя из их свойств.
В настоящее время УПК РФ не содержит положений, регулирующих порядок и сроки хранения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам. Также отсутствуют нормы, не допускающие уничтожение предмета (образца) до вынесения итогового решения по уголовному делу, по которому такой предмет (образец) тоже признан вещественным доказательством.
Обозначенная неопределенность в правовом регулировании формирует риск уничтожения в судебно-следственной практике названного вещественного доказательства по принятии итогового решения по уголовному делу, вследствие чего возможность непосредственного исследования такого доказательства по иному уголовному делу исключается.
С целью предотвращения отмеченного риска законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 81 УПК РФ, согласно которым при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела предметы, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу и одновременно признанные вещественными доказательствами по другому уголовному делу (другим уголовным делам), а также образцы вещественного доказательства, достаточные для сравнительного исследования, подлежат передаче органу предварительного расследования или суду, в чьем производстве находится уголовное дело, по которому не постановлен приговор либо не вынесено постановление или определение о прекращении уголовного дела.
Кроме того, во избежание случаев уничтожения на основании судебного решения предметов, признанных вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, когда суды не располагают соответствующей информацией, законопроектом предложено внести изменения в статьи 220 и 225 УПК РФ о необходимости указывать такие сведения в справке к обвинительному заключению (акту).
Статистические данные по количеству дел, в которых вещественные доказательства признаны таковыми по двум или более уголовным делам, отсутствует. Вместе с тем возможно предположить, что такие случаи имеются при выделении уголовных дел в отдельные производства.
Так, согласно информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2022 г. выделено 708 уголовных дел в соответствии со статьей 239.1 УПК РФ, в 2021 г. - 611.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.