Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481586-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Условия труда современного наёмного рабочего чрезвычайно усилили давление на его психическое и моральное состояние, что не может положительно сказываться на работоспособности человека. Конституция Российской Федерации закрепляет положения, касающиеся защиты трудовых прав граждан России и отдельно отдыху: "Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.". Статья 91 Трудового Кодекса устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени равная 40 часам в неделю.
Несмотря на это в современных условиях большинство работников фактически находятся на своих рабочих местах больше, чем 8 часов в день, в связи с необходимостью заранее явиться к месту осуществления трудовых функций и выполнения сопутствующих основным трудовым обязанностям поручений. Помимо этого, многие работодатели злоупотребляют, увеличивая объемы производства без увеличения штатов сотрудников и вынуждая работников работать в условиях постоянных переработок, которые не оплачиваются.
Недавно прошедшая пандемия и переход на удаленную работу еще сильнее стерли рамки обычного графика в связи с тем, что появилось большое количество инструментов для ведения удаленной рабочей деятельности. Работа в режиме нон-стоп провоцирует появление ряда проблем. Так, люди не имеют возможности отвлечься и отдохнуть от текущих задач, постоянно вынуждены находятся на связи. Все это в долгосрочной перспективе вызывает выгорание, стресс, хроническую усталость и в целом плохо влияет на психику и способствует снижению производительности труда. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность внедрения определенной законодательной инициативы, которая будет направлена на создание комфортных условий и предоставить дополнительное время для отдыха. В частности, сделать пятницу сокращенным днем.
Законопроектом предлагается дополнить статью 95, закрепляющей сокращенный рабочий день перед государственными праздниками, изложив её следующим образом: "Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих выходному дню или нерабочему праздничному, уменьшается на один час.".
В связи с предложенными изменениями также необходимо понизить общую максимальную планку продолжительности рабочей недели, уменьшив её с 40 до 39 часов, для этого предлагается: в части 2 статьи 91 Трудового Кодекса слова "превышать 40 часов в неделю" заменить словами: "превышать 39 часов в неделю".
В средствах массовой информации неоднократно звучали предложения оптимизировать и уменьшить часы рабочего времени. Так в 2019 Федерация Независимых Профсоюзов России предлагала рассмотреть идею о введении четырехдневной рабочей недели без ущерба в оплате труда на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). А в 2023 представители ФНПР поддержали идею по сокращению рабочей недели до 36 часов за счет уменьшения часов работы в пятницу.
Снижение продолжительности рабочей недели позволит не только снизить чрезмерную нагрузку на трудоспособное занятое население, но и предоставит возможность дополнительно создать новые рабочие места, а ввиду ускоренной цифровизации не повлияет на эффективность и производительность труда, в некоторой степени может её даже повысить ввиду того, что работники будут иметь больше времени на восстановление энергии. Сокращение рабочего времени - современный и прогрессивный шаг, направленный на расширение трудовых гарантий граждан Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к Федеральному закону "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечёт дополнительных расходов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.