Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Минобороны России созданы добровольческие формирования, которые содействуют выполнению отдельных задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции.
Добровольческие формирования обеспечиваются вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами. Граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, наравне с военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, участвуют в боевых действиях.
Вместе с тем какая-либо уголовная ответственность за отказ от выполнения задач в условиях боевых действий, самовольное оставление мест выполнения добровольческим формированием задач, утрату или намеренное приведение в негодность вооружения и военного имущества, переданного для выполнения задач, за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, а также за добровольную сдачу в плен и др., у граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, отсутствует.
При этом согласно статье 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Учитывая это, законопроектом предлагается предусмотреть для граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, ответственность за уголовные правонарушения, совершенные при выполнении задач в составе указанных формирований.
При этом принимая во внимание, что добровольческие формирования привлекаются для выполнения отдельных задач в области обороны, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, законопроектом предлагается привлекать добровольцев к уголовной ответственности за преступления, ответственность за которые наступает в указанные периоды (в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий).
Кроме того, законопроектом учитываются различия правового статуса военнослужащих и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, при распространении на последних статей Уголовного кодекса Российской Федерации, посвященных преступлениям против военной службы, а также в части применения к ним видов наказаний.
Одновременно законопроектом вносятся взаимосвязанные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие процессуальный порядок привлечения добровольцев к уголовной ответственности.
Следует также отметить, что данный законопроект подготовлен в одном пакете с проектом федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", которым уточняется подсудность уголовных дел военным судам в связи с проектируемыми изменениями.
Проект федерального закона доработан с учетом замечаний, изложенных в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и вносится в Государственную Думу с новым наименованием.
Финансовое обеспечение реализации проекта федерального закона не потребует дополнительных средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти и иным органам на соответствующие направления деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и не потребует изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.