Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481602-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 6 ноября 2020 г. N Пр-1816, а также во исполнение Федерального закона от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), согласно которому Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) дополнен статьей 96.2 "Федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними", и введены дополнительные обязательные требования в целях обеспечения прослеживаемости древесины.
Прослеживаемость происхождения древесины будет обеспечена путем фиксации баланса древесины на ключевых точках (лесосека, склад, лесоперерабатывающее предприятие, таможенные пункты) и электронным сопроводительным документом на каждую партию лесоматериалов.
В целях обеспечения соблюдения новых обязательных требований в сфере оборота древесины законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): предусмотрена административная ответственность за нарушение требований в части транспортировки древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа, необорудования автомобильного транспорта техническими средствами контроля, установленными лесным законодательством, нарушения требований к размещению и характеристикам складов древесины, непредставления или несвоевременного представления информации для формирования отчета о балансе древесины, отчета о древесине и продукции из нее.
В целях установления административной ответственности за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса, законопроектом предусмотрено включение в КоАП РФ статьи 8.28.2, предусматривающей административную ответственность за пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок лесных насаждений.
Также согласно части 1 статьи 96.3 Лесного кодекса транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), должны быть оборудованы техническими средствами контроля, которые обеспечивают оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, используют программное обеспечение, интегрированное с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, и передают в нее информацию в режиме реального времени.
В целях установления административной ответственности за нарушение требования оборудования транспортных средств, на которых осуществляется транспортировка древесины, техническими средствами контроля, а также требования о передаче данной информации в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса в законопроект включено положение проектируемой части 7 статьи 8.28.1 КоАП РФ, предусматривающее установление административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 96.3 Лесного кодекса.
С целью установления ответственности за реализацию древесины с нарушением требований, предусмотренных частью 4 статьи 20 Лесного кодекса, в законопроект включено положение о дополнении статьи 14.24 КоАП РФ ("Нарушение законодательства об организованных торгах") частью 10, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных законодательством требований по реализации древесины на организованных торгах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1099 "О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними" утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, в соответствии с которым он осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами и подведомственными ему государственными учреждениями.
Законопроектом предусмотрено, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по отдельным частям статьи 8.28.1 КоАП РФ (не связанным с конфискацией древесины и (или) транспортных средств) будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними. В связи с этим внесены соответствующие изменения в статью 23.1 КоАП РФ, а также спроектирована статья 23.24.2 КоАП РФ.
Также с учетом новых требований к транспортировке древесины внесены изменения в статью 28.3 КоАП РФ в части расширения полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции), а также в статью 23.48 - в части полномочий федерального антимонопольного органа, его территориальных органов.
Предусмотренные законопроектом изменения в КоАП РФ вступают в силу с 1 апреля 2024 года, за исключением положений подпункта "а", абзацев 4-7 подпункта "г" пункта 2 статьи 1 законопроекта, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов и не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте не содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом полномочия федеральных органов исполнительной власти будут реализовываться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.