Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
на проект федерального закона N 481609-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 481609-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об устранении дублирования полномочий органов полиции и контрольных (надзорных) органов), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на устранение дублирования полномочий органов внутренних дел и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N Пр-1619. Согласно которому Правительству Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих исключение возможности привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности сотрудниками полиции за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется контрольными (надзорными) органами в рамках видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Следовательно, указывается на необходимость полного исключения дублирования возможности привлечения предпринимателей к административной ответственности сотрудниками полиции за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется контрольными (надзорными) органами в рамках видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Вместе с тем разработчик законопроекта предлагает сохранить за полицией функции по администрированию ряда составов административных правонарушений, руководствуясь следующими критериями:
1) наличие у полиции установленных федеральными законами и указами Президента Российской Федерации задач по обеспечению безопасности в отдельных сферах (в том числе, миграция, дорожное движение, оборот наркотических средств и психотропных веществ);
2) угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате совершения правонарушения;
3) незамедлительное реагирование на сообщения о правонарушениях (сотрудники полиции работают круглосуточно и обязаны в короткий срок прибыть на место совершения правонарушения) и применение мер непосредственного административного принуждения, что необходимо в том числе для пресечения преступлений.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Следует отметить, что законопроектом не определены четкие критерии разграничения случаев, когда административный протокол должен составляться контрольным (надзорным) органом, а не полицейским.
Это создает коллизию норм КоАП, позволяющую должностным лицам органов внутренних дел составлять протоколы за нарушения ряда обязательных требований, являющихся предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля. При этом очевидно, что в КоАП имеются составы правонарушений, полномочия на возбуждение которых в зависимости от привлекаемого субъекта должны быть как у контролирующих органов, так и органов внутренних дел.
В одном случае это хозяйствующие субъекты в ходе осуществления экономической деятельности, в другом - физические лица, обязанностью которых является соблюдение в местах общего пользования, на территориях и в помещениях, доступ к которым не ограничен, правопорядка (общественной безопасности), обеспечение которого возложено на органы внутренних дел.
Инициатива о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих исключение возможности привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности сотрудниками полиции за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется контрольными (надзорными) органами в рамках видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, однозначно заслуживает поддержки.
Однако Комитет полагает, что при доработке законопроекта ко второму чтению возможно пересмотреть подход решения проблемы устранения дублирования полномочий путем разграничения круга субъектов, в отношении которых могут возбуждаться соответствующие дела об административных правонарушениях. При этом Комитет обращает внимание на необходимость сохранения функции по составлению протоколов сотрудниками полиции по делу об административном правонарушении в отношении тех лиц, которые не являются проверяемыми по смыслу законодательства о государственном контроле (надзоре).
Также при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении Комитет полагает возможным принять во внимание статистические данные по всем составам административных правонарушений, администрируемым полицией и контрольными (надзорными) органами.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 481609-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель комитета |
А.В.Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.