Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512628-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 1.44 паспорта федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N Пр-2371 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", состоявшейся 12 ноября 2021 г. (далее - поручение).
Законопроект направлен на совершенствование механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (ЭПР), предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Закон N 258-ФЗ).
Во исполнение поручения и уточнения категорий лиц, ответственных за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации ЭПР, в том числе в результате использования решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта, расширяется круг лиц до участников ЭПР.
Дополнительно предлагается конструкция, которая позволит в рамках реализации ЭПР иметь в доступе информацию о лицах, ответственных за причинение вреда в результате применения технологий, созданных с применением искусственного интеллекта, а также осуществлять учет таких технологий.
В рамках предлагаемых изменений программа ЭПР должна содержать порядок использования технологий, созданных с применением искусственного интеллекта, а также условия страхования ответственности (пункты 9 и 13.2 части 5 статьи 10 Закона N 258-ФЗ).
Непосредственно при реализации ЭПР в силу статьи 14 Закона N 258-ФЗ субъект ЭПР обязан вести реестр лиц, вступающих с ним в правоотношения, в том числе отображать в указанном реестре информацию о лицах, непосредственно работающих с технологиями искусственного интеллекта, которые в случае возникновения нештатных ситуаций будут нести ответственность за неправильную эксплуатацию таких технологий, и реестр созданных результатов интеллектуальной деятельности с указанием их правообладателя.
Одним из нововведений также является создание комиссии по выявлению обстоятельств, в результате которых при применении искусственного интеллекта причинен вред. Предлагается, что в состав указанной комиссии будут входить представители уполномоченного и регулирующего органов, организации предпринимательского сообщества, также могут быть включены иные лица. Порядок формирования и работы такой комиссии будет определен нормативным правовом актом уполномоченного органа, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, - актом Банка России.
Вносимые изменения также согласуются с основными принципами развития и использования технологий искусственного интеллекта, соблюдение которых обязательно при реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490, в части предупреждения и минимизации рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта.
Положения законопроекта также позволяют исключить противоречие между исчислением начала срока действия ЭПР и вступлением в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего программу ЭПР.
Проведение анализа правоприменительной практики показало, что ряд положений Закона N 258-ФЗ в части требований к инициатору и порядку рассмотрения инициативного предложения и установления ЭПР нуждаются в доработке и уточнении.
Законопроектом предлагается исключить требование к инициатору об отсутствии у него судимости, поскольку практика установления ЭПР показала отсутствие необходимости и эффективности данного требования в целом.
Наличие справки об отсутствии судимости не влияет на решение вопроса об установлении ЭПР, указанный документ не является предметом рассмотрения заинтересованными органами (в частности, МВД России, ФСБ России и Правительством Российской Федерации).
Вместе с тем требование об отсутствии судимости разумно предъявлять в рамках программы ЭПР в первую очередь в отношении лиц, непосредственно осуществляющих апробацию инноваций. Данный подход уже нашел отражение в действующих программах ЭПР, где лицу, имеющему судимость, запрещается осуществлять функции водителя-испытателя, диспетчера беспилотных авиационных систем, что является более адресной и эффективной мерой противодействия совершению противоправных действий. Более того, при необходимости программой ЭПР также могут быть установлены требования к субъектам ЭПР.
Учитывая изложенное, для целей надлежащей реализации ЭПР представляется достаточным наличие в Законе N 258-ФЗ иных требований, установленных к инициаторам, а также возможности установления требований об отсутствии судимости в рамках программы ЭПР исходя из предметного анализа инициативы.
Кроме того, в схожих правоотношениях, например в сфере государственно-частного партнерства, требования об отсутствии у частного партнера судимости в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует.
Законопроектом уточняется процедура рассмотрения инициативного предложения.
В целях ускорения процедуры установления ЭПР законопроектом предусматривается сокращение сроков рассмотрения инициативного предложения регулирующим органом, организацией предпринимательского сообщества и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с 25 до 10 и 15 рабочих дней соответственно. Срок рассмотрения регулирующим органом инициативного предложения составляет 15 дней, поскольку по инициативе регулирующего органа инициативное предложение может быть также направлено в иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Уточняется порядок подготовки заключения о возможности или невозможности установления ЭПР регулирующим органом. Положение части 6.1 статьи 9 Закона N 258-ФЗ предусмотрено во избежание затягивания процедуры рассмотрения инициативного предложения со стороны регулирующего органа, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и организации предпринимательского сообщества. Также законопроектом предусматривается сокращение срока рассмотрения Правительством Российской Федерации или координационным органом инициативного предложения с 30 до 20 рабочих дней.
Исходя из сложившейся практики рассмотрения инициативных предложений об установлении ЭПР, срок рассмотрения инициативного предложения затягивается на уровне субъекта Российской Федерации из-за необходимости учета позиции законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, в связи с этим соответствующее положение части 5.1 статьи 9 Закона N 258-ФЗ исключено.
Обозначенная правоприменительная практика обуславливает потребность в принятии соответствующего Федерального закона.
Предлагается закрепить полномочия Правительства Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона N 258-ФЗ, - полномочия Банка России по изменению ЭПР или прекращению его действия в случае приостановления действия ЭПР по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 16 Закона N 258-ФЗ. Необходимость расширения полномочий обусловлена тем, что после приостановления действия ЭПР может быть сделан вывод о невозможности изменения ЭПР, то есть вывод о прекращении его действия, в том числе при вступлении в силу соответствующего федерального закона.
В связи с тем, что период подготовки нормативных правовых актов, вносящих изменения в общее регулирование, как правило, является длительным и может превышать один год, законопроектом исключается временное ограничение в один год для продления срока действия ЭПР. При этом срок действия ЭПР продлевается до дня вступления в силу нормативных правовых актов, вносящих изменения в общее регулирование, в случае принятия решения о необходимости внесения таких изменений. Положения части 1 статьи 7 Закона N 258-ФЗ также приводятся в соответствие с положениями части 8 статьи 18 Закона N 258-ФЗ.
Закон N 258-ФЗ также доработан с учетом положений Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части замены наименования высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
В законопроекте не содержатся:
требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования);
сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, реализация предлагаемых норм не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2116 "Об утверждении Правил приостановления действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, прекращения действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, уведомления субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций или субъектов экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о приостановлении или прекращении действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2115 "Об утверждении Положения об особенностях применения положений Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" к правоотношениям, возникающим в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению "Финансовый рынок".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 1888 "Об утверждении Положения о принятии Министерством экономического развития Российской Федерации решения о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций и об уведомлении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о принятии такого решения".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
4. Приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2020 г. N 754 "Об утверждении формы заявки на присоединение к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, перечня прилагаемых к ней документов, порядка направления, порядка и сроков ее рассмотрения, порядка направления претенденту мотивированного отказа в присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, формы заключения регулирующего органа и состава содержащихся в нем сведений".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
5. Приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2020 г. N 755 "Об утверждении требований к форме и содержанию инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и проекта программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, а также перечня документов, прилагаемых к инициативному предложению об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
6. Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2020 г. N 729 "Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, вступивших с субъектом экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в правоотношения в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, и обеспечения доступа к такому реестру третьих лиц".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Принятие Закона потребует издания приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка формирования и работы комиссии по рассмотрению случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта".
Срок разработки: в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.