Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512731-8 "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
В условиях глобализации информационных потоков и развития способов информационного воздействия на человека несовершеннолетние являются наиболее восприимчивой возрастной группой в контексте склонения к девиантному поведению.
Задача профилактики преступлений среди несовершеннолетних определена в подпункте 9 пункта 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, в качестве отдельной составляющей обеспечения государственной и общественной безопасности.
Целью разработки законопроекта является усиление противодействия вовлечению несовершеннолетнего в совершение нескольких преступлений путем установления повышенной уголовной ответственности за такие действия.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена активизацией попыток внешних и внутренних деструктивных сил дестабилизировать обстановку в стране путем вовлечения несовершеннолетних и молодежи в противоправную деятельность, в том числе в акты хулиганства и вандализма, незаконные публичные мероприятия, умышленное уничтожение (повреждение) чужого имущества, заведомо ложные сообщения о минировании зданий и сооружений и т.п. Масштабы данных явлений возрастают.
В настоящее время статья 150 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), в том числе предусмотренные ею квалифицированные и особо квалифицированные составы преступлений, не предполагают дифференциацию ответственности в зависимости от количества преступлений небольшой и (или) средней тяжести, в совершение которых вовлекается несовершеннолетний.
Законопроект устраняет этот пробел и создает дополнительный инструментарий для воздействия на взрослых лиц, совершающих или намеревающихся совершить такие преступления.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о высокой общественной опасности и распространенности фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение нескольких преступлений именно небольшой и средней тяжести, которые в настоящее время квалифицируются по части первой статьи 150 УК.
Наиболее показательными примерами такого рода являются:
1. Приговором Апшеронского районного суда Краснодарского края признаны виновными в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений (статья 150 УК) и приговорены к 2 годам 6 месяцам лишения свободы граждане П. и С., которые по предварительному сговору с участием несовершеннолетнего Ш. в период с декабря 2019 г. по март 2020 г. совершили на территории Краснодарского края серию краж с причинением значительного ущерба гражданам.
П. и С., достоверно зная, что Ш. является несовершеннолетним, путем настойчивых уговоров и уверений в безнаказанности их деяний, склонили его к совершению 8 краж.
2. На рассмотрении в Ноябрьском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа находится уголовное дело по обвинению Ш. в совершении в 2021 году 7 краж чужого имущества (товаров) с незаконным проникновением в помещения торговой сети г. Ноябрьска (пункт "б" части второй статьи 158 УК), 5 из которых совершены совместно с его пасынком Е., который вовлекался Ш. в преступную деятельность путем обещания передачи Е. части похищенного имущества для использования в личных целях (часть первая статьи 150 УК, 5 эпизодов).
3. Приговором Красноуфимского городского суда Свердловской области Г. признан виновным в совершении преступлений и ему назначено наказание в виде ограничения свободы на 2 года (июль 2022 года), который в 2021 году совершил 7 краж различных видов чужого имущества (велосипеды, сварочный аппарат, мобильный телефон и т.д.), предусмотренных частью первой статьи 158 УК и пунктами "а" и "б" части второй статьи 158 УК, 4 из которых - совместно с несовершеннолетним К.
4. В г. Казани завершено предварительное расследование и направлено в суд в июне 2023 года уголовного дела по обвинению А. в совершении в 2022 году 44 краж чужого имущества из предприятий торговой сети и угона автомобилей на территории г. Казани и Республики Татарстан, 10 из которых совершены совместно с несовершеннолетними Ч., Г. и Ф.
Полагаем, что по степени общественной опасности указанные множественные деяния сопоставимы с однократным вовлечением несовершеннолетнего в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, поэтому обосновано установление такого отдельного квалифицирующего признака, как "совершение трех и более преступлений небольшой и (или) средней тяжести".
Предлагаемая норма позволит квалифицировать такие деяния в качестве тяжких преступлений, поскольку в настоящее время они подлежат уголовно-правовой квалификации как преступления средней тяжести по части первой статьи 150 УК.
Отнесение проектируемого законопроектом деяния к категории тяжких преступлений не предполагает назначения наказания за его совершение по установленным частью второй статьи 69 УК правилам совокупности преступлений. Если по части первой статьи 150 УК вне зависимости от количества эпизодов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления максимальный срок лишения свободы не может превышать 7,5 лет, то верхняя граница наказания за однократное совершение деяния, предусмотренного проектной нормой, составит 8 лет.
Реализация предлагаемой законодательной инициативы не исключает необходимость установления указанных в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельств по каждому факту преступной деятельности (способ вовлечения, характер преступления, в которое вовлекается несовершеннолетний, его тяжесть и прочее).
Кроме того, отнесение указанных преступлений к тяжким позволит в полной мере применять предусмотренный законодательством Российской Федерации инструментарий оперативно-розыскной деятельности в целях их выявления и раскрытия.
Предлагаемый подход не ориентирован на возврат к упраздненному в 2003 году правовому институту неоднократности преступлений в прежнем его уголовно-правовом значении, а предполагает точечное усиление ответственности за действия совершеннолетнего лица, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в совершение охваченных единым умыслом и общей целью трех и более преступлений небольшой и (или) средней тяжести, то есть за единичное деяние, состоящее в вовлечении несовершеннолетнего в систематическую (продолжаемую) преступную деятельность.
Избранный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П признал не противоречащими Конституции Российской Федерации нормы УК, регламентирующие неоднократность преступлений, и указал, что федеральный законодатель вправе при соблюдении закрепленных Конституцией Российской Федерации гарантий личности "установить иное регулирование судимости, неоднократности и рецидива преступлений" (пункт 1 резолютивной части).
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.