Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 513226-8 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации, состоявшегося 2 декабря 2021 года, в целях совершенствования профилактического воздействия в отношении поднадзорных лиц.
Положения законопроекта основаны на результатах анализа правоприменительной практики в сфере деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в ходе которого удалось выявить ряд проблем, препятствующих полиции эффективно исполнять свои обязанности по защите государственных и общественных интересов от преступных посягательств.
Законопроект предусматривает обязательность установления отдельным категориям поднадзорных лиц дополнительного вида административных ограничений.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон), к поднадзорным лицам, имеющим судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в обязательном порядке применяются ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории, а также обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел.
Иные ограничения судом устанавливаются только при наличии обоснованных исковых требований. При этом их дополнение возможно исключительно после совершения указанным лицом двух и более административных правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность, а также связанных с управлением транспортным средством или судном (включая воздушное и маломерное) в состоянии опьянения (невыполнением требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
С учетом данных положений при совершении поднадзорным правонарушения в состоянии алкогольного опьянения в правоприменительной практике судов не возникает препятствий для дополнения перечня ограничений запретом посещать места общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на розлив, поскольку явно прослеживается связь между совершением правонарушения и реализацией указанному лицу алкоголя.
Однако правонарушения, имеющие подобную связь с совершением противоправных действий против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в законодательстве отсутствуют, поскольку такие посягательства изначально относятся к категории уголовно наказуемых деяний.
В этой связи предоставление суду материалов, формально удовлетворяющих требованиям Федерального закона, для установления гражданам, отбывшим наказание за обозначенные преступления, запрета находиться в местах массового пребывания детей в качестве дополнительно вменяемого ограничения (после освобождения из мест лишения свободы) на практике представляется крайне затруднительным.
При этом число граждан обозначенной категории на протяжении последних пяти лет остается значительным (2019 год - 7 069, 2020 год - 7 069, 2021 год - 7 212, 2022 год - 7 426, 6 месяцев 2023 года - 7 435).
Учитывая высокую степень потенциальной опасности для общества и государства лиц, имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, с целью оказания на таких лиц индивидуального профилактического воздействия законопроектом предлагается предусмотреть установление в отношении них обязательного административного ограничения в виде запрета посещения образовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних, объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) и их оздоровления, объектов с использованием открытой плоскостной детской игровой и детской спортивной инфраструктур.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения нагрузки на сотрудников по осуществлению административного надзора, в этой связи не потребует увеличения штатной численности сотрудников органов внутренних дел (полиции), а также дополнительных материально-технических ресурсов.
Аналогичные по содержанию законопроекты в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешении, лицензии, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.