Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 514311-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в Российской Федерации в целях защиты прав потерпевших и возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами действует Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Одним из основных принципов обязательного страхования является: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом. Согласно статье 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие основания ответственности за причинение вреда: "Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.". Таким образом Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирует частную область возмещения вреда в рамках системы обязательного страхования автотранспортных средств. Цель данного закона - защитить имущественные и неимущественные права граждан и ввести правовое регулирование процедуры возмещения ущерба как в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, так и в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего с помощью гражданско-правового института страхования.
Действующим Федеральным законом установлено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред на сегодняшний день ограничена предельно допустимой суммой выплаты (фиксированной). Сумма выплаты согласно статье 7 данного Федерального закона составляет:
"а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;"
Максимальная сумма страховых выплат не индексировалась длительное время, что постепенно снижает уровень реального страхового возмещения ущерба и нивелирует выполнение тех целей, ради которых создавался закон, а именно: возмещение вреда автовладельцам за счет страховых сумм. Помимо этого зачастую, как неоднократно отмечал в своих постановлениях Конституционный Суд, единая методика определения размера расходов на ремонт не всегда адекватно отображает размер ущерба.
Как отмечено в "Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков N 1 от 1 квартала 2023 года" Центрального Банка Российской Федерации: "В I квартале 2023 г. в автостраховании продолжился рост сборов, в основном за счет ОСАГО, влияние на которое продолжает оказывать подорожание автомобилей и запчастей к ним. В I квартале 2023 г. рост рынка автострахования продолжился, в основном за счет роста сборов в сегменте ОСАГО. Темпы прироста взносов по обязательному автострахованию достигли 31,6% г / г (+26,7 п.п. за 12 месяцев), объем рынка составил 69,0 млрд рублей. Средняя страховая премия в I квартале 2023 г. в целом по рынку увеличилась до 8,1 тыс. руб. (+32,5% г/г), по договорам с физическими лицами - до 7,6 тыс. руб. (+30% г/г). Объем выплат по ОСАГО в I квартале 2023 г. вырос незначительно: на 1%, до 40,9 млрд рублей." Таким образом, можно сделать вывод, что ОСАГО является ключевым сегментом автострахования и важнейшим источником доходов страховых компаний. Данный факт подтверждается неуклонным ростом страховых премий - прибыли страховщика в динамике за предыдущие несколько лет.
Таким образом, при росте страховых премий и рынка страхования в целом, а также расширения коридора страховых тарифов не происходит увеличения страховых выплат. При этом цена на страховку каждый год продолжает расти. Данная ситуация вынуждает автовладельцев обращаться в последствие в суд с целью взыскания денежных средств, требующихся на ремонт и покупку запчастей, так как страховые выплаты не покрывают полноценное восстановление автотранспортного средства. Многие из них идут на правонарушение и не оформляют ОСАГО, так как не видят в страховке гаранта защиты права на возмещение ущерба.
В связи с этим в законопроекте предлагается ежегодно индексировать размер страховых сумм в зависимости от роста индекса потребительских цен (базовой инфляции) и дополнить Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" новой статьей 7.1. "Порядок индексации страховых сумм" следующего содержания:
"Страховые суммы, предусмотренные настоящим Федеральным законом в статье 7, в пределах которых страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред индексируются ежегодно с 1 января с учетом роста индекса потребительских цен (базовой инфляции).
Расчет страховой выплаты страховщиком производится в пределах установленной страховой суммы на момент наступления страхового случая."
Таким образом законопроект снизит нагрузку с органов судебной власти, повысит уровень доверия граждан к институту страхования и обеспечит возможность получения справедливых страховых сумм, с учётом роста страховых тарифов, стоимости запчастей и восстановительного ремонта автотранспорта, а также медицинских услуг при нанесении вреда, причиненному жизни и здоровью.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" потребует принятия федерального закона "О внесении внесения изменений в статью 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в части индексации в зависимости от величины базовой инфляции на конец 2023 года размера страховых сумм, указанных в пункте "а" и "б" части 1 статьи 7 данного Федерального закона.
В настоящий время размер указанных страховых сумм составляет:
"а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.