Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 декабря 2023 г. N вн2.2-1/5527
на проект федерального закона N 471060-8 "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прав и обязанностей отдельных категорий лиц (нотариусов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и др.) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Из содержания проектируемых подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) следует, что нотариус может готовить или осуществлять от имени или по поручению своего клиента такие операции с денежными средствами или иным имуществом, как самостоятельное управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица. Однако Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) не предусматривают возможность осуществления такой деятельности нотариусами (см., например, часть первую статьи 5, статьи 6, 15).
При этом обращаем внимание, что из буквального содержания проектируемой формулировки подпункта 2 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона следует, что нотариусы вправе осуществлять указанные выше действия при совершении ими нотариальных действий по удостоверению сделок, по приему в депозит денежных сумм и ценных бумаг, по совершению исполнительных надписей, при совершении ими нотариальных действий в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение договора конвертируемого займа, что не согласуется с положениями Основ, устанавливающими порядок совершения нотариусами таких нотариальных действий.
Проектируемая редакция пункта 3 статьи 7.1 Федерального закона требует доработки с учетом проектируемой редакции пункта 1 данной статьи, которая не предусматривает обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов передавать информацию по запросам уполномоченного органа, а также информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Проектируемый пункт 3.1 статьи 7.1 Федерального закона возлагает на нотариуса обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения "обо всех случаях документированного отказа в совершении нотариального действия по основанию, указанному в части второй статьи 48 Основ". В связи с этим обращаем внимание, что отказ в совершении нотариального действия оформляется в письменной форме с вынесением постановления об отказе в совершении нотариального действия только по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, а также в случае, если таким лицом была произведена оплата нотариального действия, совершаемого удаленно (части третья и четвертая статьи 48 Основ).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.