Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 516285-8 "О внесении изменений в статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О кадастровой деятельности"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях установления ответственности кадастровых инженеров, осуществляющих подготовку схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) для граждан или юридических лиц в случаях и порядке, указанных в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей. Пунктами 4-8 указанной статьи Земельного кодекса предусмотрены отдельные случаи, в которых подготовка схемы расположения земельного участка может обеспечиваться гражданами или юридическими лицами.
В адрес депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия поступают обращения граждан, в которых указывается на многочисленные ошибки в подготовленных схемах расположения земельных участков, требующихся в составе документов для бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, специалистам и другим льготным категориям граждан, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подготовку которых осуществляли кадастровые инженеры. Нередко, как выясняется позже, прямым следствием ошибок кадастровых инженеров, допущенных при выполнении ими работ по подготовке схем расположения земельных участков, является пересечение границ образуемых земельных участков с границами соседних уже образованных участков, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий.
Одной из главных причин возникновения подобных ситуаций, по нашему мнению, является отсутствие в перечне результатов кадастровых работ кадастрового инженера, установленном статьей 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), схемы расположения земельного участка и, как следствие, отсутствие необходимой ответственности кадастровых инженеров за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при выполнении работ по подготовке таких схем.
Учитывая вышеизложенное, с целью повышения качества осуществляемых кадастровыми инженерами кадастровых работ, настоящим проектом федерального закона предлагается:
1) дополнить статью 11.10 Земельного кодекса нормой, согласно которой гражданин или юридическое лицо смогут обеспечивать подготовку схемы расположения земельного участка в установленных пунктами 4-8 данной статьи случаях, в том числе путем заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ;
2) дополнить статью 37 Федерального закона N 221-ФЗ положением, согласно которому результатом кадастровых работ кадастрового инженера наряду с межевым планом, техническим планом и актом обследования будет являться схема расположения земельного участка;
3) внести изменения в пункты 5 и 6 части 15 статьи 29 Федерального закона N 221-ФЗ, предусматривающие отдельные случаи исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров, дополнив их положениями о совершении ошибок при подготовке схем расположения земельных участков;
4) дополнить часть 1 статьи 29.2 Федерального закона N 221-ФЗ положением, согласно которому кадастровый инженер при наличии вины будет нести ответственность за несоблюдение требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений схемы расположения земельного участка, подготовленной таким кадастровым инженером.
Следует также отметить, что в рамках подготовки настоящего проекта федерального закона нами были направлены запросы в адрес законодательных органов субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа об актуальности предлагаемого правового регулирования для их регионов, ряд из которых, безусловно, поддержали данную законодательную инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия.
Настоящий проект федерального закона был направлен в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для предварительного рассмотрения. Комиссией Совета законодателей Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии (далее - Комиссия) рекомендовано внести его на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Замечаний и предложений к законопроекту Комиссией высказано не было.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О кадастровой деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О кадастровой деятельности" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О кадастровой деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О кадастровой деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.