Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
по проекту федерального закона N 483486-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 483486-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, П.О. Толстым, М.А. Топилиным, С.В. Алтуховым, И.А. Антропенко и другими, сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, А.С. Шохиным, и отмечает:
Законопроект подготовлен по результатам работы рабочей группы для проработки вопроса дополнительного регулирования розничной продажи алкогольной продукции в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях в ночное время, созданной Государственной Думой по предложению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володина (далее - рабочая группа), и направлен на совершенствование законодательного регулирования розничной продажи алкогольной продукции в объектах общественного питания.
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предметом такого контроля в том числе являются соблюдение организациями лицензионных требований, соблюдение обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, по результатам которого при выявлении нарушений Росалкогольтабакрегулирования осуществляется аннулирование лицензии.
Согласно информации Росалкогольтабакрегулирования за период с 1 января по 28 июня 2023 года из 67753 действующих лицензий в судебном порядке аннулировано всего 44 лицензии, за розничную продажу алкогольной продукции в ночное время с 2020 года аннулировано 31 лицензия.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что запрет по осуществлению деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, по одному месту осуществления деятельности в отношении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не установлен.
Таким образом, такие объекты не могут быть предметом регионального государственного контроля (надзора) в части соблюдения лицензионных требований к розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. При этом деятельность именно таких объектов вызывает наибольшее количество нареканий и жалоб со стороны жителей многоквартирных домов, в которых такие объекты расположены.
Для решения указанной проблемы рабочей группой была подготовлена представленная в Государственную Думу законодательная инициатива.
Законопроектом предлагается установить в Федеральном законе дополнительные запреты и ограничения в части розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.
Так, законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочиями устанавливать:
запрет на осуществление розничной продажи пива и пивных напитков по одному месту с розничной продажей такой продукции при оказании услуг общественного питания;
требования об осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков при оказании услуг общественного питания только в таких объектах, как рестораны, бары, кафе и буфеты;
ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Кроме того, законопроектом предлагается запретить:
- добавление этилового спирта в алкогольную продукцию, если такое добавление не предусмотрено законодательством Российской Федерации или требованиями государственных стандартов и технических регламентов;
- производство пивных напитков из закупленного пива,
- использование наименований алкогольной продукции вводящих потребителей в заблуждение относительно ее природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления алкогольной продукции, содержащих название продуктов, если они или продукты их переработки не входят в ее состав, а также наименований, приписывающих алкогольной продукции особые свойства, которыми она не обладает.
По мнению Комитета, принятие указанного законопроекта позволит пресечь практику, при которой одни и те же хозяйствующие субъекты по одному месту осуществления деятельности в дневное время оказывают услуги по розничной продажи пива и пивных напитков, а в ночное время оказывают услуги объекта общественного питания, а также предотвратить ситуации, связанные с массовым отравлением суррогатной алкогольной продукцией, таких как "Мистер Сидр".
Комитет отмечает, что в Комитет поступило более 60 отзывов законодательных органов субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации на законопроект. Среди нет ни одного отрицательного.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике поддерживает предлагаемые изменения и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 483486-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.