Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О рекламе" предлагается урегулировать отношения, связанные с рекламой в видеоиграх, установив ограничение на продолжительность такой рекламы в пятнадцать секунд, а также ограничив прерывания видеоигры для демонстрации рекламы двадцатью минутами. При этом в отношении видеоигр для детей предлагается установить дополнительное ограничение, чтобы реклама соответствовала той же возрастной категории детей, на которую рассчитана сама видеоигра.
Актуальность и своевременность данного регулирования продиктована в том числе поручениями Президента Российской Федерации, утвержденными 18 декабря 2023 года. Согласно утвержденному перечню поручений, по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 19 октября 2023 года, Правительству Российской Федерации дано поручение обеспечить разработку и реализацию комплекса мер в целях развития российской индустрии видеоигр и обеспечения безопасности информации, содержащейся в видеоиграх, включая их классификацию с учетом содержащейся в них информации, а также мониторинг информации, содержащейся в видеоиграх и распространяемой с их использованием (пп. "к" п. 1 Перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта).
На текущий момент индустрия видеоигр практически не урегулирована на федеральном уровне. В то же время деятельность по созданию, реализации и изданию видеоигр (мультимедийного продукта, базирующегося на взаимодействии человека и программ для ЭВМ посредством визуального интерфейса) отнесена к Перечню видов деятельности в области информационных технологий (утв. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 11 мая 2023 г. N 449).
При этом в телепрограммах и телепередачах, а также в радиопрограммах и радиопередачах установлены соответствующие ограничения, в том числе и применительно к детской аудитории. Также Федеральным законом "О рекламе" урегулированы отдельные вопросы рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Однако, с развитием технологий и ростом доступа детей к электронным устройствам (смартфоны, планшеты, игровые приставки) индустрия видеоигр набирает все большую популярность, в том числе посредством использования приложений для таких устройств.
Очевидно, что современные дети проводят несоизмеримо больше времени за использованием приложений для электронных устройствах, чем за прослушиванием радиопередач.
Проблема распространения рекламы в видеоиграх приобретает особую остроту ввиду распространенности модели "бесплатная игра", чей принцип основывается на отсутствии абонентской платы и обязательных платежей, но предусматривает демонстрацию рекламы в качестве обязательного условия продолжения видеоигры или продвижения в игровом процессе.
При этом количество, продолжительность и содержание предлагаемой к просмотру рекламы никак не урегулировано.
В связи с чем законопроект предлагает установить, что в видеоиграх допускается распространение рекламы при условии, что продолжительность такой рекламы не превышает пятнадцать секунд. Прерывание видеоигр рекламой допускается не чаще одного раза в двадцать минут.
В отношении детских видеоигр законопроект предлагает дополнительно предусмотреть, что не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 Федерального закона "О рекламе", а также продукции, классифицированной для детей старшей возрастной категории в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 4Э6-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", чем категория видеоигры.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вся информационная продукция, включающая аудиовизуальную продукцию, программы для ЭВМ и другую информационную продукцию, подлежит обязательной классификации до начала ее оборота на территории Российской Федерации. При этом информационная продукция классифицируется по категориям: для детей, не достигших возраста шести лет; достигших возраста шести лет; достигших возраста двенадцати лет; достигших возраста шестнадцати лет; запрещенная для детей.
Предлагаемые законопроектом нововведения позволяют сохранить адекватный баланс, когда видеоигра может по-прежнему распространяться условно бесплатно и включать демонстрацию рекламы, но ее продолжительность и количество будут разумно ограничены, а дети будут защищены от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О рекламе" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законом Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.