Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 1 декабря 2023 г. N 5.1-01/3384
по Федеральному закону "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятому Государственной Думой 30 ноября 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатом Государственной думы А.В. Горелкиным 16 ноября 2023 года (законопроект N 487343-8).
Федеральным законом вносится изменение в часть 10 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), которой определен перечень способов, посредством которых владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации и осуществляющий свою деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в случае, если доступ к информации, размещенной на его сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в его информационной системе, и (или) программе для электронных вычислительных машин, предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию, обязан проводить ее в отношении пользователей, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом новой редакцией пункта 1 указанной части 10 устанавливается, что такая авторизация может осуществляться с использованием абонентского номера оператора подвижной радиотелефонной связи.
Обращаем внимание, что часть 10 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ введена Федеральным законом от 31 июля 2023 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О связи" и вступает в силу с 1 декабря 2023 года.
Федеральным законом (часть 2 статьи 2) определяется переходный период, в соответствии с которым до 1 января 2025 года владелец информационного ресурса, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации и осуществляющий свою деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в случае, если доступ к информации, размещенной на его ресурсе, предоставляется пользователям, прошедшим авторизацию, может проводить ее в отношении пользователей, находящихся на территории Российской Федерации, помимо способов, предусмотренных частью 10 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ, также с использованием информационной системы, обеспечивающей авторизацию пользователей информационных ресурсов и соответствующей требованиям о защите информации, владельцем которой может являться одно из перечисленных в Федеральном законе лиц (в частности, сам владелец информационного ресурса; российское юридическое лицо, находящееся под контролем владельца информационного ресурса; российское юридическое лицо, под контролем которого находится владелец информационного ресурса).
Как отмечается в пояснительной записке к проекту Федерального закона, Федеральный закон направлен на обеспечение стабильного функционирования российских информационных ресурсов до завершения мероприятий по переводу под российский контроль организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и его реализация позволит сохранить для российских пользователей привычные способы авторизации на информационных ресурсах как в переходный период, так и после его завершения.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "и" (информация, информационные технологии и связь), "м" (обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования с учётом установленных частью 2 этой же статьи переходных положений.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 14 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.