Заключение Счетной палаты РФ от 27 октября 2023 г. N ЗСП-124/03-01
на проект федерального закона N 448506-8 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части изменения размера социального налогового вычета)
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 448506-8 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому предельный размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) будет увеличен до 360 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту сумма социального налогового вычета в размере 120 тыс. рублей была установлена более 10 лет назад и с тех пор ни разу не изменялась.
Следует отметить, что Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" уже предусмотрено увеличение с 1 января 2024 года размера социальных налоговых вычетов по НДФЛ, в том числе по расходам на собственное обучение, лечение и приобретение лекарств, с 120 тыс. рублей до 150 тыс. рублей.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации НДФЛ является одним из источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Следовательно, предлагаемое законопроектом увеличение размера социального налогового вычета по НДФЛ приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что принятие федерального закона потребует выделения с 2024 года дополнительных средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с необходимостью возврата части НДФЛ либо эти выпадающие доходы могут быть компенсированы за счет перераспределения налогов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Однако материалы обоснования к законопроекту не содержат каких-либо расчетов и данных, позволяющих оценить общие объемы выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и предполагаемой компенсации.
Согласно статистической налоговой отчетности по форме 5-НДФЛ (отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2022 год, по сведениям, представленным налоговыми агентами) сумма полученных социальных вычетов по физическим лицам, получившим доходы, составила 14,7 млрд, рублей. По данным отчета по форме 1-ДДК (отчет о декларировании доходов физическими лицами), за 2021 год сумма предоставленных социальных налоговых вычетов составила около 125,8 млрд, рублей (за исключением вычетов в размере расходов на благотворительность, обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение). Таким образом, реализация решений, предлагаемых законопроектом, может потенциально увеличить суммы этих выпадающих доходов в три раза.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.