Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление в Дальневосточном федеральном округе (далее также - ДФО) специального режима, предусматривающего создание наиболее благоприятных условий для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
В целях определения правового режима, стимулирующего привлечение иностранных инвестиций, создание производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, проведен анализ мировой практики функционирования международных экономических зон (Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий Камень", Китайско-Сингапурский индустриальный парк Сучжоу). Также были проанализированы преференциальные режимы, действующие в Российской Федерации, в том числе режим территорий опережающего развития (далее - ТОР).
Режим ТОР является одним из наиболее востребованных преференциальных режимов в Российской Федерации. В рамках режима ТОР инвесторам предоставляется широкий перечень мер государственной поддержки (налоговые льготы, упрощенное предоставление земельных участков, обеспечение инфраструктурой, таможенные преференции и другие).
Вместе с тем для достижения целей, обозначенных в вышеуказанном поручении, представляется целесообразным внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование режима ТОР.
Анализ деятельности резидентов ТОР показал, что в рамках преференциальных режимов Дальневосточного федерального округа крайне ограничено представлены проекты, направленные на производство продукции с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичной продукции). В первую очередь, данная тенденция связана с необходимостью осуществления больших и длительных капитальных вложений. С учетом специфики осуществления деятельности в Дальневосточном федеральном округе и ее высоких издержек инвесторы нуждаются в дополнительных стимулах осуществления вложений. В связи с этим необходимо значительное расширение, в частности, именно налоговых преференций для проектов, в рамках которых осуществляется производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Кроме того, с учетом специфики сферы высоких технологий целесообразно привлекать для реализации проектов инвесторов из иных стран для обмена опытом и совершенствования отечественных технологий. В действующем режиме ТОР для привлечения иностранных инвесторов в основном используется механизм налоговых преференций. В связи с этим режим международной территории опережающего развития (далее - МТОР совершенствует инструменты международного взаимодействия с инвесторами, предусматривая возможность создания МТОР на основании международного договора, в котором в том числе могут быть отражены дополнительные особенности осуществления деятельности на конкретной МТОР в зависимости от запросов иностранных инвесторов и интересов Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", которые устанавливают правовые основы создания особого вида ТОР - международной территории опережающего развития, закрепляют цели создания МТОР, определяют порядок ее создания и функционирования, а также требования, предъявляемые к резидентам МТОР и инвестиционным проектам, реализуемым резидентами на МТОР.
Создание МТОР возможно на территории Дальневосточного федерального округа одним из двух способов: по решению Правительства Российской Федерации или на основании международного договора Российской Федерации.
Законопроектом также определяются критерии создания МТОР в случае ее создания на основании решения Правительства Российской Федерации.
Площадь МТОР не может превышать 20 квадратных километров, что является достаточным для размещения 10-20 промышленных комплексов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
В рамках МТОР возможно применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В соответствии с законопроектом функции по управлению МТОР могут быть возложены Правительством Российской Федерации на акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (далее - АО "КРДВ"), которое в настоящее время определено Правительством Российской Федерации управляющей компанией в целях осуществления функций по управлению ТОР на территории Дальневосточного федерального округа, или на дочернее общество АО "КРДВ".
Резидентом МТОР может стать новое российское юридическое лицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать капитал иностранных инвесторов из дружественных стран для реализации инвестиционных проектов на МТОР.
Законопроект не предусматривает предоставление статуса резидента МТОР индивидуальным предпринимателям, поскольку согласно проведенному анализу индивидуальные предприниматели не осуществляют достаточный объем капитальных вложений и не реализуют проекты по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Для получения мер государственной поддержки резидент МТОР должен реализовать инвестиционный проект, который предусматривает:
выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
осуществление капитальных вложений в объеме не менее 500 млн. рублей.
В целях обеспечения защиты резидентов МТОР от санкций и других подобных ограничений предусматривается возможность закрытия публичного доступа к информации о резиденте МТОР. Во исполнение соответствующих положений законопроекта будут подготовлены изменения в акты Правительства Российской Федерации, определяющие порядок ограничения сведений о юридических лицах.
Для резидентов МТОР также предлагается установить налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Кроме того, субъектам Российской Федерации предлагается предоставить полномочия по снижению ставки налога на прибыль организаций.
Таким образом, отличительными особенностями режима МТОР от ТОР являются: повышенный объем предоставляемых резидентам МТОР налоговых льгот, конфиденциальность сведений об инвесторах, предоставление инвесторам мер государственной поддержки только при условии создания высокотехнологичных производств, а также возможность создания МТОР на основании международного договора. Указанные особенности позволят создать условия, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций, а также создание на территории Российской Федерации производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Принятие законопроекта позволит создать благоприятные условия для реализации совместно с иностранными партнерами проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, что создаст предпосылки для ускоренного развития Дальневосточного федерального округа.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение установленных функций на соответствующий финансовый год и плановый период.
Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут возникнуть только вследствие принятия постановления Правительства Российской Федерации о создании международной территории опережающего развития и начала осуществления инвестиционной деятельности на такой территории.
В целях предоставления резидентам международной территории опережающего развития дополнительных налоговых преференций разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", финансово-экономическое обоснование к которому содержит расчет выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникающих в связи с созданием международной территории опережающего развития.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - Закон) не потребует принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
2. Принятие Закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
а) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра резидентов территории опережающего развития, осуществляющих деятельность на международной территории опережающего развития".
Основание разработки: пункт 2 статьи 2 Закона.
Краткое описание проекта: устанавливается порядок ведения реестра резидентов международной территории опережающего развития, перечисляются сведения, включаемые в такой реестр.
Ответственный исполнитель: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки: до 1 апреля 2024 г.;
б) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке ограничения доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям о юридических лицах, намеревающихся приобрести статус резидента международной территории опережающего развития, либо юридических лицах, получивших статус резидента международной территории опережающего развития".
Основание разработки: пункт 2 статьи 2 Закона.
Краткое описание проекта: устанавливается порядок ограничения доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям о юридических лицах, намеревающихся приобрести статус резидента международной территории опережающего развития, либо юридических лицах, получивших статус резидента международной территории опережающего развития.
Ответственный исполнитель: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Срок подготовки: до 1 апреля 2024 г.;
в) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 г. N 810 "О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока".
Основание разработки: пункт 2 статьи 2 Закона.
Краткое описание проекта: наделение президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока функцией по согласованию инвестиционных проектов, подлежащих реализации на международной территории опережающего развития.
Ответственный исполнитель: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Срок подготовки: до 1 апреля 2024 г.;
г) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев создания международной территории опережающего развития".
Основание разработки: пункт 2 статьи 2 Закона.
Краткое описание проекта: установление критериев, при соблюдении которых на территории субъекта Российской Федерации может быть создана международная территория опережающего развития.
Ответственный исполнитель: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки: до 1 апреля 2024 г.;
д) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики отнесения продукции, планируемой к производству на международной территории опережающего развития, к продукции с высокой добавленной стоимостью".
Краткое описание проекта: утверждение методики в соответствии с которой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации будет выдаваться заключение об отнесении продукции, планируемой к производству на международной территории опережающего развития, к продукции с высокой добавленной стоимостью.
Ответственный исполнитель: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Срок подготовки: до 1 апреля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.