Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях дальнейшего совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, установленной Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 05.12.2022 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 101-ФЗ внесены изменения в части расширения оснований для принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и сокращения сроков изъятия.
Вместе с тем практическая реализация указанных изменений выявила ряд проблем и неурегулированных вопросов, препятствующих процедуре изъятия, - в частности, наличие на подлежащем изъятию земельном участке объектов недвижимого имущества; обременение земельных участков правами аренды и иными обязательственными правоотношениями; возбуждение в отношении правообладателя земельного участка дела о банкротстве в порядке, установленном Федеральным законом от 26 октября 2022 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
В целях устранения пробелов правового регулирования, позволяющих недобросовестным собственникам земельных участков уклоняться от принудительного изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, настоящий проект федерального закона предусматривает внесение в Федеральный закон N 101-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)") следующих изменений:
1. Указание в Федеральном законе N 101-ФЗ оснований, которые не должны являться препятствием для изъятия земельных участков и которые на практике используются недобросовестными собственниками земельных участков для воспрепятствования процедуре изъятия, такие как нахождение на земельном участке объектов капитального строительства; обременение земельных участков правами аренды и иными правами; возбуждение в отношении правообладателя земельного участка дела о банкротстве;
2. Прямое указание в Федеральном законе N 101-ФЗ на то, что переход права собственности на земельный участок, предоставление земельного участка в залог (ипотеку) не является препятствием для изъятия земельного участка, а равно основанием изменения порядка исчисления сроков, установленных подпунктами 1,2 и 4 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона.
Соответствующая норма в Федеральный закон N 101-ФЗ вводится в целях преодоления устойчивой практики, при которой переход права собственности на земельный участок, предоставление земельного участка в залог (ипотеку) рассматриваются как основания для перерыва течения срока неиспользования земельного участка и его отсчета заново. При этом изменения в Федеральный закон N 101-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 05.12.2022 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации", оказались недостаточными для преодоления указанной негативной практики, позволяющей недобросовестным правообладателям земельных участков уклоняться от процедуры изъятия.
Одновременно проектом федерального закона вводится особенность выдачи предписания при переходе права собственности на земельный участок, его предоставление в аренду (субаренду), безвозмездное срочное пользование, пожизненное наследуемое владение в том случае, когда на момент возникновения у нового правообладателя соответствующего права уже имелось неисполненное предписание об устранении нарушения обязательных требований в части неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет, вынесенное уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - уполномоченный орган по осуществлению ФГЗН), и с даты приобретения указанного земельного участка прошло не более трех месяцев.
В указанном случае уполномоченный орган по осуществлению ФГЗН выдает новому собственнику (арендатору, землепользователю, землевладельцу) предписание об устранении нарушения обязательных требований, срок исполнения которого не должен быть менее девяти месяцев.
Настоящий проект федерального закона также предусматривает введение в Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" прямого запрета на ипотеку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ, и в отношении которых уполномоченным органом по осуществлению ФГЗН выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
3. Установление особенностей изъятия земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, а также некапитальные строения, сооружения, нестационарные торговые объекты. Проектом федерального закона предлагается осуществлять раздел земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, в целях образования земельных участков под такими объектами, а на торги выставлять свободные от объектов капитального строительства земельные участки.
При этом требование о разделе земельного участка, на котором расположены объекты капитального строительства, предъявляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в суд одновременно с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
Раздел земельного участка осуществляется с условием, что площадь застройки под указанными объектами капитального строительства составляет не более 0,25 процента от площади исходного земельного участка.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для раздела земельного участка и внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о государственной регистрации права на образованные в результате раздела земельный участок, свободный от объектов капитального строительства, и земельный участок (земельные участки), на котором (на которых) расположены объекты капитального строительства.
В случае нахождения на земельном участке некапитальных строений, сооружений, нестационарных торговых объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении в суд предъявляет требование о демонтаже указанных строений, сооружений, объектов.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для демонтажа расположенных на земельном участке некапитальных строений, сооружений, нестационарных торговых объектов силами и средствами специализированных организаций, привлекаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с возложением понесенных расходов на собственника и (или) иного правообладателя земельного участка (арендатора, землепользователя, землевладельца).
4. Указание в качестве индикаторов риска нарушения обязательных требований, являющихся основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, всех предусмотренных Федеральным законом N 101-ФЗ оснований для изъятия земельных участков, а не только факта неиспользования земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на него в случае приобретения земельного участка по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии. С этой целью вносится соответствующее изменение в статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации;
5. Выведение из-под действия главы III.1 "Оспаривание сделок должника" Федерального закона N 127-ФЗ земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ и которые подлежат изъятию по основаниям и в порядке, установленным данным Федеральным законом.
Проектом федерального закона в Федеральный закон N 127-ФЗ также вводится норма, согласно которой в конкурсную массу не включаются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ, и в отношении которых уполномоченным органом по осуществлению ФГЗН выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Такие земельные участки подлежат изъятию по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом N 101-ФЗ.
Вместе с тем в целях соблюдения баланса публичных интересов, с одной стороны, и прав и законных интересов кредиторов, с другой стороны, проектом федерального закона п. 14 ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ дополняется нормой, предусматривающей, что средства, вырученные от продажи с публичных торгов либо приобретения в государственную или муниципальную собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, собственник или иной правообладатель которого (арендатор, землепользователь, землевладелец) признан банкротом в порядке, установленном Федеральным законом N 127-ФЗ, направляются для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с указанным Федеральным законом (за вычетом расходов на подготовку и проведение указанных публичных торгов; расходов на кадастровые работы в целях раздела земельного участка, на котором расположены объекты капитального строительства, и образования земельного участка (земельных участков) под указанными объектами капитального строительства; расходов на услуги специализированных организаций по демонтажу расположенных на земельном участке некапитальных строений, сооружений, нестационарных торговых объектов).
Предусматриваемые проектом федерального закона изменения в федеральное законодательство являются особенно актуальными для цели практической реализации процедуры изъятия в условиях действия моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Проект федерального закона не влечет возникновение дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и направлен на оперативное и эффективное вовлечение в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения в условиях санкционного давления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, которые должны утратить силу, быть приостановлены, изменены или приняты в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется принятия федеральных законов, изменения федеральных законов, приостановления действия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.