Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 декабря 2023 г. N 3.5-02/2972
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(проект N 475202-8)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 декабря 2023 года, в части вопросов ведения комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы Д.В. Бессарабовым, Д.Ф. Вяткиным, С.А. Гавриловым, В.В. Пинским, а также сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, Н.Н. Владимировым, Н.В. Федоровым, А.Г. Шейкиным.
Федеральный закон разработан в целях совершенствования порядка перехода в прямое владение акций экономически значимых организаций (далее - ЭЗО) от иностранных холдинговых компаний (далее - ИХК), осуществляющих деятельность на территории недружественных стран, косвенным их владельцам.
Так, вводятся новые финансовые критерии и критерий по виду деятельности для включения компании в перечень ЭЗО, а именно,
по количеству работников более 500 человек, если хозяйственное общество или его дочернее общество обладает правом (лицензией) на пользование недрами на территории Российской Федерации, за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых;
по стоимости имущества в доверительном управлении хозяйственного общества или его дочернего общества, по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный период более 400 млрд рублей, а количество клиентов такого хозяйственного общества или его дочернего общества, заключивших договоры доверительного управления составляет не менее 300 тысяч;
по количеству пользователей услуг и сервисов, предоставляемых в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" хозяйственным обществом и иными российскими юридическими лицами, входящими с этим хозяйственным обществом в одну группу лиц, более 2 млн человек.
Создается возможность для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и (или) резидентами согласно законодательству о валютном регулировании и валютном контроле, вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО, минуя ИХК.
Кроме того, Росфинмониторинг наделяется правом выдавать предписание за неисполнение гражданами Российской Федерации и (или) резидентами обязанности вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО, минуя ИХК.
Устраняется неопределенность, связанная с порядком определения доли косвенного владения акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО. Для этих целей будет использоваться порядок определения доли участия лица в организации, установленный статьей 105.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кредиторы ИХК - российские банки получат возможность замены кредитных требований на акции или доли в уставном капитале ЭЗО.
Федеральным законом устанавливаются регуляторные послабления при вступлении в прямое владение акциями (долями) ЭЗО, а именно, вводится отказ от необходимости:
получения предварительного согласия или последующего согласия (одобрения) Банка России;
получения согласия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и (или) федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу) на осуществление сделки с акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации;
привлечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти для определения цены размещения акций экономически значимой организации;
одобрения (согласия на совершение) сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
В целях создания возможности при определенных обстоятельствах увеличить срок исполнения обязанности по исключению из иностранного реестра иностранной компании при редомициляции в специальный административный район (САР) правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций предоставляется право продлить (не более чем на один год) срок исключения из иностранного реестра.
Также предусмотрены положения, предусматривающие защиту контролирующих лиц контролируемой иностранной компании (КИК), зарегистрированной в недружественных странах, в отношении которых нарушаются права.
Вносимыми изменениями в Федеральный закон от 29 июня 2018 года N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается, что решение о дополнительном вкладе Российской Федерации в уставный капитал АО "Почта России" будет принимать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, а не Правительство Российской Федерации как в действующей редакции указанного федерального закона.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Первый заместитель |
C.H. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.