Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 декабря 2023 г. N 5.1-01/3611
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 14 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 506239-8) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 декабря 2023 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон направлен на повышение эффективности управления капитальными вложениями и завершение перехода от формирования федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) к реализации комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", предусматривающей среднесрочное планирование расходов капитального характера (пять лет вместо трех) и сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла.
В связи с этим из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключаются положения, касающиеся реализации ФАИП. Вместо этого на базе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" предусматривается формирование и ведение реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета (далее - Реестр).
Порядок формирования и ведения Реестра устанавливает Правительство Российской Федерации. Наличие сведений об объекте в Реестре является условием для включения в федеральный закон о федеральном бюджете бюджетных ассигнований на его строительство (реконструкцию), приобретение.
Данный Реестр (с распределением бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества, указанием сроков их строительства или приобретения, сметной стоимости или стоимости приобретения) включен в перечень материалов, подлежащих представлению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете (пункты 6, 7 статьи 1 Федерального закона).
В Федеральном законе (статья 10) устанавливается переходный период, определяющий порядок реализации утвержденной ФАИП на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, который будет действовать до утверждения Правительством Российской Федерации порядка формирования и ведения указанного Реестра, но не позднее 1 июня 2024 года.
Федеральный закон (статьи 2-7) вносит корреспондирующие изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в части исключения из них положений о ФАИП и установления нового правового регулирования.
Федеральным законом (пункт 4 статьи 1) уточняются условия предоставления государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, а именно: продлевается на один месяц срок возврата указанных бюджетных кредитов (не позднее 31 января очередного финансового года), а также снимается ограничение (180 дней) по срокам его предоставления.
Федеральным законом (статья 9) устанавливается ряд особенностей по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году:
возможность принятия расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), в части мероприятий, связанных с оказанием содействия в подготовке и проведения выборов Президента Российской Федерации, и расходных обязательств по финансовому обеспечению мер социальной поддержки граждан, определенных высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), установленных до 1 января 2024 года;
возможность превышения регионами и муниципальными образованиями отдельных ограничений по объему государственного (муниципального) долга и дефицита бюджета на объем расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;
возможность предоставления субсидий и бюджетных инвестиций на финансирование мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие экономики, юридическим лицам, в. уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии со статьей 11 вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положении, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 29 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.