Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 21 декабря 2023 г. N 3.2-02/5373@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 506239-8), принятый Государственной Думой 14 декабря 2023 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на завершение перехода от формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) к комплексной государственной программе Российской Федерации "Строительство" (далее - Госпрограмма).
Госпрограмма утверждена во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июня 2022 года. В состав документов Госпрограммы входит перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 года N 267-р. Таким образом, информация, содержащаяся в указанном перечне, соответствует информации, содержащейся в ФАИП.
Федеральным законом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, исключающие положения о формировании и реализации ФАИП.
Одновременно с этим Бюджетный кодекс Российской Федерации дополняется статьей 179.1, предусматривающей формирование и ведение реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета (далее - Реестр).
Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению порядка формирования и ведения Реестра.
Наличие сведений об объекте в Реестре будет являться основанием для включения в федеральный закон о федеральном бюджете бюджетных ассигнований на его строительство (реконструкцию), приобретение.
Предоставление из федерального бюджета средств на строительство (реконструкцию), приобретение объектов будет осуществляться на основании решений, предусмотренных абзацем вторым пункта 8 статьи 78, пунктом 3 статьи 78.2, пунктом 2 статьи 78.3, пунктом 3 статьи 79, абзацем третьим пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а в отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Реестр и не включенных в государственный оборонный заказ, - в соответствии со сведениями о таких объектах, содержащимися в Реестре.
Предусматриваются исключения в части включения в Реестр сведений в отношении объектов, которые в настоящее время не включаются в ФАИП (объекты железнодорожного транспорта; автомобильные дороги общего пользования федерального значения, переданные (подлежащие передаче) в доверительное управление; объекты лизинга; объекты, находящиеся за пределами территории Российской Федерации).
Устанавливается, что Реестр, а также распределение бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства и приобретаемым объектам недвижимого имущества (при наличии), сведения о которых включены в указанный Реестр, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральным законом предусматривается наделение главных распорядителей бюджетных средств полномочием по формированию в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" сведений об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества, источником финансового обеспечения (софинансирования) капитальных вложений в которые являются средства федерального бюджета (кроме объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, включенных в государственный оборонный заказ).
Предусмотренные Федеральным законом изменения будут применяться к правоотношениям, возникающим начиная с исполнения федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
При этом устанавливаются переходные положения, согласно которым до утверждения Правительством Российской Федерации порядка формирования и ведения Реестра, но не позднее 1 июня 2024 года, утвержденная на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ФАИП действует и реализуется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона.
Федеральным законом предусматривается внесение корреспондирующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и 7 федеральных законов.
Федеральным законом устанавливается ряд особенностей по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году.
В частности, до 1 января 2025 года устанавливается возможность исполнения расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), в части мероприятий, связанных с оказанием содействия в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, и расходных обязательств по финансовому обеспечению мер социальной поддержки граждан, определенных высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), установленных до 1 января 2024 года.
Кроме того, на 2024 год устанавливается возможность превышения субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями отдельных ограничений по объему государственного (муниципального) долга и дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на объем расходов, связанных с оказанием содействия в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.