Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2023 г. N 5.1-01/3621
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле",
принятому Государственной Думой 15 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 471081-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 27 октября 2023 года в целях усиления валютного контроля за резидентами - субъектами внешнеэкономической деятельности в условиях действия ограничительных мер со стороны "недружественных" государств в отношении Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает требование в отношении юридических лиц - резидентов, входящих в одну международную группу компаний с юридическими лицами - нерезидентами, об уведомлении с 1 июля 2024 года налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) таких юридических лиц - нерезидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - банки).
Кроме того, указанные юридические лица обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) юридических лиц - нерезидентов в банках и отчеты о переводах такими юридическими лицами - нерезидентами денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При этом такие требования не применяются в случае, если они уже исполняются материнской компанией международной группы компаний.
Федеральным законом предусматривается обязанность резидентов представлять в Центральный банк Российской Федерации информацию о получении ими от нерезидентов денежных средств, причитающихся по договорам, о валютных активах и обязательствах, номинированных в иностранной валюте и (или) подлежащих оплате в валюте Российской Федерации в пользу нерезидентов, в том числе в отношении юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории Российской Федерации, которые являются дочерними хозяйственными обществами указанных резидентов.
Состав, форма, сроки и порядок составления и представления резидентами такой информации определяются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.
Федеральным законом устанавливается, что предоставление и передача документов, связанных с исполнением резидентами указанных требований, не будет являться нарушением коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законом тайны.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии со статьей 2 вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением пункта 1 статьи 1 (в части требования в отношении резидентов, входящих в одну международную группу компаний с нерезидентами), вступающего в силу с 1 июля 2024 года.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (валютное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается валютного регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 29 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.