Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2023 г. N 5.1-01/3643
по Федеральному закону "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 15 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 5 октября 2023 года (N 452646-8).
В Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) вносятся изменения, направленные на регулирование вопросов комплексного развития территорий.
Вводится понятие "оператор комплексного развития территории", под которым понимается юридическое лицо, определенное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом и обеспечивающее реализацию решения о комплексном развитии территории.
Устанавливается, что оператором комплексного развития территории, определенным Правительством Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, может быть определено юридическое лицо, которое создано Российской Федерацией или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации составляет более 50 процентов, или дочернее общество, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу.
Оператором комплексного развития территории, определенным субъектом Российской Федерации и обеспечивающим реализацию решения о комплексном развитии территории, принятого субъектом Российской Федерации или главой местной администрации, может быть определено юридическое лицо, которое создано субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или в уставном (складочном) капитале которого доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50 процентов, или дочернее общество, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу.
Предусматривается, что в целях реализации решения о комплексном развитии территории оператор комплексного развития территории вправе заключить договор о комплексном развитии территории по итогам проведения торгов.
Правительство Российской Федерации наделяется правом определять случаи проведения торгов на право заключения двух и более договоров о комплексном развитии территорий.
Оператор комплексного развития территории наделяется правом привлекать к реализации решения о комплексном развитии территории свои дочерние общества и передавать им предоставленный для целей комплексного развития территории земельный участок или его часть в субаренду без согласия арендодателя такого земельного участка на срок, не превышающий срока аренды такого земельного участка. В целях реализации решения о комплексном развитии территории оператор комплексного развития территории также наделяется правом заключать соответствующие соглашения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления. Случаи, содержание, порядок заключения и реализации соглашений о комплексном развитии территорий должны будут устанавливаться Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации соответственно.
Устанавливается, что наравне с застройщиком оператор комплексного развития территории или лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, могут осуществлять подготовку проектной документации как в целях реализации решения о комплексном развитии территории, так и в целях реализации договора о комплексном развитии территории, при этом операторы комплексного развития территории могут самостоятельно принимать решения о подготовке документации по планировке территории.
Закрепляется, что в случае, если документацией по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории или договора о комплексном развитии территории предусмотрено размещение объектов капитального строительства в границах территории, подлежащей комплексному развитию, подготовка проектной документации и рабочей документации для размещения объектов капитального строительства допускается до образования необходимых для этих целей земельных участков на основании утвержденной документации по планировке территории или выданного градостроительного плана земельного участка.
Предусматривается, что при принятии решения о комплексном развитии территории нежилой застройки уполномоченный орган обязан направлять правообладателям объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, предложения о заключении договора о комплексном развитии территории нежилой застройки. В случае, если такой договор в установленные сроки не будет заключен, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, вправе отказаться от заключения договора и принять решение о самостоятельной реализации решения о комплексном развитии территории Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, оператором комплексного развития территории или принять решение о проведении торгов в целях заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки.
Устанавливается, что реализация решения о комплексном развитии незастроенной территории может осуществляться, в том числе посредством предоставления оператору комплексного развития территории, лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии незастроенной территории, земельного участка в аренду без проведения торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Также устанавливается, что подготовка и утверждение документации по планировке территории не требуются в случае, если решение о комплексном развитии территории или договор о комплексном развитии территории содержат сведения о документации по планировке территории, в соответствии с которой осуществляется ее комплексное развитие и которая соответствует видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства или предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки.
Изменения корреспондирующего характера вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" и Федеральный закон от 4 августа 2023 года N 438-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" дополняется положением, предоставляющим органам государственной власти города Москвы право устанавливать особенности реализации решений о комплексном развитии территорий города Москвы операторами комплексного развития территории, определенными высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, в том числе, если при реализации решений о комплексном развитии оператор комплексного развития территории перестает соответствовать требованиям и критериям, установленным Градостроительным кодексом.
В Жилищный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, устанавливающие, что в случае принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки помещения в многоквартирных домах, включенных в границы такой территории, могут быть переданы в собственность юридического лица, реализующего решение о комплексном развитии территории (если это предусмотрено решением о комплексном развитии территории жилой застройки). Наличие зарегистрированных в установленном порядке ограничений или обременении прав на жилое помещение не будет являться препятствием для передачи жилого помещения в собственность юридическому лицу, обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории жилой застройки. В указанном случае государственная регистрация перехода таких ограничений и обременении должна осуществляться по заявлению юридического лица, обеспечивающего реализацию решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
В статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вносится изменение, устанавливающее, что полученные за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства бюджета субъекта Российской Федерации или средства местных бюджетов могут расходоваться на предоставление субсидии, в том числе юридическому лицу, обеспечивающему в соответствии с Градостроительным кодексом реализацию решения о комплексном развитии территории.
В Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" вносятся изменения, предусматривающие, в частности, возможность предоставления земельного участка единого института развития в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для завершения строительства объекта незавершенного строительства, относящегося к объекту жилищного строительства или объекту инженерной инфраструктуры, возведенного на земельном участке, предоставленном в аренду в целях жилищного строительства, комплексного развития территории, собственнику такого объекта однократно для завершения строительства сроком до трех лет с определением размера арендной платы на основании отчета об оценке, подготовленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Устанавливается, что в договоре о комплексном развитии незастроенной территории, заключаемом с единым институтом развития, могут предусматриваться обязательства лица, заключившего такой договор с единым институтом развития, по передаче единому институту развития построенных объектов недвижимого имущества.
В Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения, устанавливающие, в частности, что полученные за счет средств финансовой поддержки средства бюджета субъекта Российской Федерации или средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе на предоставление субсидии оператору комплексного развития территории, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "и" (информация), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 29 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.В. Двойных, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.