Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 декабря 2023 г. N 5.1-01/3571
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 12 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесён депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, Д.Ф. Вяткиным, В.И. Пискарёвым и другими; сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, С.Н. Перминовым, И.В. Рукавишниковой 22 сентября 2023 года (N 445401-8).
Федеральным законом вносятся изменения в 29 федеральных законов.
Федеральным законом, в частности, устанавливается, что добровольческие формирования могут создаваться Росгвардией по решению Президента Российской Федерации.
Порядок обеспечения добровольческих формирований Росгвардии вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи будут определяться Росгвардией.
Федеральным законом в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при пребывании в добровольческих формированиях Росгвардии, устанавливается государственное пенсионное обеспечение. Период пребывания граждан в добровольческих формированиях Росгвардии засчитывается в их страховой стаж.
Федеральным законом гарантируется сохранение замещаемой должности государственной службы за гражданами, которые заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации.
В отношении указанных граждан также может быть приостановлено арбитражное, гражданское, административное судопроизводства и исполнительное производство в период их пребывания в добровольческих формированиях Росгвардии.
Согласно Федеральному закону к ветеранам боевых действий будут отнесены лица, поступившие в добровольческие формирования Росгвардии в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года. Такие лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании Росгвардии, будут отнесены к инвалидам боевых действий.
В соответствии с Федеральным законом, денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, и его размеры будут устанавливаться Росгвардией. Также Росгвардию наделяют правом устанавливать гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях Росгвардии, другие денежные выплаты.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается возможность прохождения военной службы по призыву в органах федеральной службы безопасности. При этом предусматриваются случаи, когда граждане Российской Федерации не могут быть направлены для прохождения военной службы по призыву в органы федеральной службы безопасности. К таким случаям, в частности, относится наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; наличие судимости, в том числе снятой или погашенной; употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Согласно Федеральному закону, на ведомственную охрану возложена охрана объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" осуществляет права собственника имущества.
Также Федеральным законом устанавливается, что несоблюдение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, на территории, на которой введено военное положение, в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья поднадзорного лица, не является нарушением. Кроме того, согласно Федеральному закону течение срока административного надзора будет приостанавливаться в случае призыва поднадзорного лица на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключения им в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы либо контракта о пребывании в добровольческом формировании.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной и судебной власти), "ж" (финансовое регулирование), "м" (оборона и безопасность), "о" (процессуальное законодательство) и "т" (федеральная государственная служба) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и согласно пунктам "б" (обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности) и "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор, не несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за несоблюдение до дня вступления в силу Федерального закона административных ограничений или невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, в связи с призывом его на военную службу по мобилизации либо заключением им в период мобилизации (период военного положения) контракта о прохождении военной службы или контракта о пребывании в добровольческом формировании.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 26 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачёву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.И. Булавину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Е.А. Перминовой, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.