Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 21 декабря 2023 г. N 3.3-02/4300@
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (проект N 445401-8), принятый Государственной Думой 12 декабря 2023 года. Проект федерального закона внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, С.Н. Перминовым, И.В. Рукавишниковой, депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, В.И. Пискаревым, А.В. Картаполовым и другими 22 сентября 2023 года и принят Государственной Думой в первом чтении 17 октября 2023 года, во втором чтении 7 декабря 2023 года.
Федеральным законом вносятся изменения в 29 федеральных законов.
Федеральным законом, в частности, устанавливается, что добровольческие формирования могут создаваться Росгвардией по решению Президента Российской Федерации, при этом порядок обеспечения добровольческих формирований Росгвардии вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, порядок продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи будут определяться ведомственным нормативным актом Росгвардии.
Федеральным законом в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при пребывании в добровольческих формированиях Росгвардии, устанавливается государственное пенсионное обеспечение. Период пребывания граждан в добровольческих формированиях Росгвардии засчитывается в их страховой стаж.
Федеральным законом гарантируется сохранение замещаемой должности государственной службы за гражданами, которые заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации.
В отношении указанных граждан также может быть приостановлено арбитражное, гражданское, административное судопроизводства и исполнительное производство в период их пребывания в добровольческих формированиях Росгвардии.
Согласно Федеральному закону к ветеранам боевых действий будут отнесены лица, поступившие в добровольческие формирования Росгвардии в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года. Указанные лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании Росгвардии, будут отнесены к инвалидам боевых действий.
В соответствии с Федеральным законом, денежное содержание граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, и его размеры будут устанавливаться Росгвардией, также Росгвардия наделена правом устанавливать гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях Росгвардии, другие денежные выплаты.
Кроме того, Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", устанавливающие порядок прохождения военной службы по призыву в органах федеральной службы безопасности. При этом установлены случаи, когда граждане Российской Федерации не могут быть направлены для прохождения военной службы по призыву в органы федеральной службы безопасности. К таким случаям, в частности, относится наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; наличие судимости, в том числе снятой или погашенной; употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Согласно Федеральному закону, на ведомственную охрану возложена охрана объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" осуществляет права собственника имущества.
Также Федеральным законом устанавливается, что несоблюдение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, на территории, на которой введено военное положение, в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья поднадзорного лица, не является нарушением. Кроме того, течение срока административного надзора будет приостанавливаться в случае призыва поднадзорного лица на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключения им в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы либо контракта о пребывании в добровольческом формировании.
Лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор, не несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за несоблюдение до дня вступления в силу настоящего Федерального закона административных ограничений или невыполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в связи с призывом его на военную службу по мобилизации либо заключением им в период мобилизации (период военного положения) контракта о прохождении военной службы или контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне".
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной и судебной власти), "ж" (финансовое регулирование), "м" (оборона и безопасность), "о" (процессуальное законодательство) и "т" (федеральная государственная служба) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и согласно пунктам "б" (обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности) и "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
В.И. Булавин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.