Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2023 г. N 5.1-01/3634
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 15 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 470798-8) был внесён в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.Б. Сениным и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлёвым, Е.А. Перминовой 27 октября 2023 года, принят Государственной Думой в первом чтении 30 ноября, во втором чтении - 14 декабря 2023 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование порядка формирования долгосрочных сбережений граждан.
С этой целью Федеральным законом в ряд законодательных актов (в частности, в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах", "О несостоятельности (банкротстве)", "О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений", "О накопительной пенсии", "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг") вносятся изменения, касающиеся:
порядка перевода средств пенсионных накоплений в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений, информирования об этом застрахованных лиц;
уточнения процедуры подачи заявления о единовременном взносе застрахованным лицом в негосударственный пенсионный фонд, уведомления об отказе застрахованного лица от перевода средств пенсионных накоплений в качестве единовременного взноса, оснований отказа фондом в удовлетворении такого заявления;
уточнения порядка осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений за счет включения в него администратора софинансирования (лица, осуществляющего расчёт размера дополнительного стимулирующего взноса по договорам долгосрочных сбережений) и определения его прав, обязанностей и правил осуществления его деятельности. Деятельность администратора софинансирования осуществляет юридическое лицо, которому присвоен статус центрального депозитария. При этом администратор софинансирования должен создать комитет пользователей услуг администратора софинансирования, который осуществляет согласование внутренних документов администратора софинансирования;
уточнения порядка осуществления деятельности по формированию долгосрочных сбережений негосударственным пенсионным фондом:
- фонд вправе осуществлять деятельность со дня внесения Центральным банком Российской Федерации в реестр лицензий фондов сведений о регистрации Центральным банком Российской Федерации правил формирования долгосрочных сбережений фонда;
- фонд обязан заключить с администратором софинансирования договор об оказании услуг администратора софинансирования не позднее 15 января года, следующего за календарным годом, в котором был заключен первый договор долгосрочных сбережений;
- фонд обязан при невозможности осуществления пенсионных выплат застрахованным лицам на счета в организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в связи с недружественными действиями иностранных государств, в течение пяти рабочих дней со дня ее выявления направить своим клиентам уведомление о возможности выбора иного способа доставки выплат, в том числе открытия счёта в кредитной организации, расположенной на территории Российской Федерации;
уточнения порядка осуществления расчётов с кредиторами в ходе конкурсного производства по обязательствам негосударственного пенсионного фонда. В случае невозможности исполнения обязательств перед кредитором в связи с непредставлением кредитором сведений, необходимых для осуществления расчётов с ним, причитающиеся ему денежные средства перечисляются конкурсным управляющим не позднее даты окончания конкурсного производства на отдельный счёт государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), открытый в Центральном банке Российской Федерации. Агентство инвестирует эти денежные средства, в том числе размещает в депозиты Центрального банка Российской Федерации. Доходы от инвестирования указанных денежных средств зачисляются в фонд гарантирования пенсионных резервов, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 555-ФЗ "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".
Федеральным законом предусматривается также право гражданина на назначение накопительной пенсии при наличии средств пенсионных накоплений, если размер накопительной пенсии составляет более 10 процентов от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, установленной в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Если размер накопительной пенсии, рассчитанный на день назначения накопительной пенсии, равен или составляет менее 10 процентов от величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, то застрахованные лица имеют право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.
Кроме того, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг наделяется Федеральным законом полномочиями по рассмотрению обращений в отношении договоров долгосрочных сбережений в целях досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 15 вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 29 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Е.А. Перминовой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.