Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 21 декабря 2023 г. N 3.1-02/5167@
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 460843-8) внесен в Государственную Думу 17 октября 2023 года сенаторами А.А. Клишасом, Л.Н. Глебовой, И.В. Рукавишниковой, С.Н. Перминовым, депутатами Государственной Думы А.П. Метелевым, О.В. Тимофеевой, Д.Ф. Вяткиным и другими и принят в первом чтении 30 ноября 2023 года, во втором и третьем чтениях - 15 декабря 2023 года.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; в статью 15 и статью 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; статью 5 и статью 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Устанавливается, что учредителем или участником общественного объединения, а также учредителем некоммерческой организации не может быть лицо, включенное в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана на территории Российской Федерации нежелательной. Кроме того, регламентируется порядок выхода из состава учредителей фонда или автономной некоммерческой организации по инициативе ее органов управления в порядке, предусмотренном уставами этих организаций. Так, могут быть исключены физическое лицо в случае его смерти, признания недееспособным, безвестно отсутствующим или объявленным умершим; юридические лица, прекратившие деятельность в связи с ликвидацией или исключением из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
При этом исключение учредителя фонда или автономной некоммерческой организации из состава учредителей, если в результате этого действия не останется ни одного учредителя, не допускается.
Урегулирован порядок уведомления об изменении сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций и уточнены требования к содержанию в едином государственном реестре юридических лиц сведений об учредителях (участниках) некоммерческих организаций.
Расширен список юридических лиц, сведения об учредителях и участниках которых должен содержать государственный реестр: хозяйственного товарищества, крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, адвокатские палаты, адвокатские образования, являющиеся юридическим лицом, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезные фонды, личные фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, хозяйственные общества, а также общества с ограниченной ответственностью.
Реализация Федерального закона не повлечет выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует принятия федеральных законов. При этом потребуется издание приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации "О внесении изменения в Требования к оформлению документов, представляемых в регистрируемый орган, утвержденные приказом ФНС России от 31 августа 2020 года "ЕД-7-14/617@".
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддерживают данный Федеральный закон.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Первый заместитель |
И.В. Рукавишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.