Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 441672-8 "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты интересов собственников помещений в многоквартирном доме), внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, В.С. Селезневым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 октября 2023 года (протокол N 127, пункт 55) рассмотрел проект федерального закона N 441672-8 "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части защиты интересов собственников помещений в многоквартирном доме), внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, В.С. Селезневым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым (далее - законопроект), в части своей компетенции.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предлагается заменить право органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля обращаться в суд с соответствующими заявлениями на обязанность, но при наличии решения "пяти процентов собственников помещений в многоквартирном доме, либо членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 2 статьи 131 ГПК РФ определено, что в исковом заявлении должны быть указаны требования истца, в том числе в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, а также обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Установление обязанности органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля обращаться с соответствующими заявлениями в суд исключает возможность оценить нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, которое должно послужить правовым основанием для исковых требований.
Подача искового заявления, содержащего несостоятельные требования, может привести к отказу в его принятии и, как следствие, возложение на вышеуказанные органы обязанности по возмещению понесенных по делу другой стороной судебных расходов, что также повлечет необоснованное расходование бюджетных средств.
Следует также отметить, что пунктом 6 статьи 132 ГПК РФ определен обязательный перечень документов, который является неотъемлемой частью искового заявления, в том числе уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде.
Следуя указанной норме органам государственного жилищного надзора, органам муниципального жилищного контроля при обращении в суд в обязательном порядке надлежит известить всех собственников помещений в многоквартирном доме, направить всем собственникам помещений заявление и приложенные к нему документы, а также представить в суд уведомления о вручении этим собственникам в качестве доказательства направления.
Введение обязанности органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля обратиться в суд приведет к увеличению объема трудозатрат контрольного органа, что повлечет за собой дополнительное финансирование из федерального бюджета. Таким образом, в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
В настоящее время частью 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено право органа государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обратиться с заявлениями в суд.
В случае принятия проектируемых норм законопроекта органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля смогут обращаться в суд исключительно при получении решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым пятью процентами голосов собственников помещений в многоквартирном доме, либо членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, что лишит указанные органы возможности самостоятельно осуществлять меры государственного жилищного надзора.
То есть при выявлении нарушений в ходе проведения контрольных мероприятий органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного не смогут обратиться в суд, чтобы защитить права граждан.
Кроме того, установление обязанности по обращению в суд исключительно при обращении собственников помещений в многоквартирном доме, либо членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива исключит возможность оценки органами государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля правомерности принятого решения собственниками помещений в многоквартирном доме.
А также отмечаем дисбаланс установления процентного соотношения принятия решений собственниками помещений в многоквартирном доме и членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно положениям глав 13 и 14 ЖК РФ членами товарищества собственников жилья могут быть не все собственники помещений в многоквартирном доме, а пятьдесят процентов от общего количества собственников помещений в данном доме. Что касается количества членов жилищного кооператива, то согласно части 1 статьи 112 ЖК РФ количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять.
Таким образом, представители жилищного кооператива смогут принять решение тремя членами этого кооператива.
Исходя из материалов, представленных авторами, законопроектом не определены механизм принятия пятью процентами от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме либо членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива соответствующих решений, порядок оформления таких решений, а также порядок их обжалования.
Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Правительством Российской Федерации, а также большинством субъектов Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 441672-8 "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует его отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.