Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 529672-8 "О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект) разработан в целях гуманизации правосудия и уточнения судебной практики по делам, связанным с обвинительными решениями за реакции к публикациям в социальных сетях.
В конце декабря 2018 года были опубликованы два закона, в соответствии с которыми к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282 УК РФ предлагалось привлекать только в случае привлечения лица к административной ответственности по аналогичному правонарушению в течение года, и которыми была введена статья 20.3.1. в КоАП РФ за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, которые не содержат уголовно наказуемого деяния. Принятию законов предшествовала критика правоприменительной практики Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Основная причина принятия законов - состав преступления, предусмотренный ст. 282 УК РФ, отличала некорректность в его правоприменении: оно значительно выходило за пределы запрета, установленного ст. 29 Конституции РФ, в которой говорится только о пропаганде или агитации, тогда как состав преступления по ст. 282 признает нарушением любые действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, в том числе выражение реакций (лайки) и дублирование (репосты) публикаций в социальных сетях.
20 сентября 2018 года Верховный Суд Российской Федерации внес изменения в Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности", согласно которым при рассмотрении в порядке статьи 125 УПК РФ жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела о преступлении экстремистской направленности суду необходимо тщательно проверять наличие не только повода, но и основания для возбуждения дела, что предполагает представление в суд материалов, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки соответствующих преступлений.
В настоящее время наблюдается рост случаев привлечения к административной ответственности граждан по статьям КоАП РФ 20.3.1. "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и 20.3.3. "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях" за реакции (лайки) к публикациям в интернете.
Согласно статистике судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2022 году по статье 20.3.3. судами было рассмотрено 5 442 дел. По статьям 20.3. и 20.3.1. судами было рассмотрено 6 554 дел. В то же время в открытом доступе отсутствует статистика по количеству решений судов о привлечении к административной ответственности по указанным статьям именно за выражение эмоций (лайки) к публикациям в социальных сетях. Однако, учитывая частые упоминания в средствах массовой информации о принятых судами решений о привлечении граждан к административной ответственности за лайки к постам в социальных сетях, возможно предположить, что такие дела могут исчисляться сотнями.
Так, в июле 2022 года гражданин Аргунов А.Н. был оштрафован по статье КоАП РФ 20.3.3. за реакции к публикациям в социальной сети. В постановлении Ленинского районного суда г. Барнаула указывалось, что он публично выразил эмоции в виде выставления отметки к публикациям в социальной сети. В январе 2023 года жительницу Читы Лосеву Н. оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье 20.3.3. за лайк в социальной сети "Одноклассники". В июне 2023 года Красноперекопский районный суд Крыма оштрафовал женщину пенсионного возраста по статье 20.3.3. за выставление "отметки считаю классным" к посту в социальной сети "Одноклассники".
Привлечение к ответственности только за выражение эмоций к публикациям в социальных сетях противоречит позиции Верховного Суда РФ не привлекать к ответственности, если не было умысла возбуждать ненависть или вражду, даже если такая информация признана экстремистским материалом (данная позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11).
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статьи КоАП РФ 20.3.1. и 20.3.3., что под действиями, предусмотренными указанными статьями, не может признаваться выражение эмоций в виде выставлении отметок к публикациям в социальных сетях в целях привлечения граждан к ответственности.
В целях установления требований ясности и определенности для однозначного толкования на практике понятий, используемых в законопроекте, предлагается установить, что под выражением эмоций в виде выставлении отметок к публикациям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следует понимать выставление любой отметки к публикациям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной программным обеспечением сайта или приложения или иных ресурсов, которая используется для выражения отношения пользователей к опубликованному сообщению.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.