Изменения законодательства, связанного с регулированием обращения с отходами производства и потребления, произошедшие за последние годы, в частности Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сопровождающиеся принятием решения о создании института региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, привело к монополизации рынка по обращению с отходами производства и потребления, что в свою очередь привело к увеличению финансовой нагрузки как на юридических лиц, так и на граждан.
Переход к новым правилам обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) привел к значительному росту тарифов на вывоз ТКО, что в результате привело к повышению платы за вывоз ТКО для каждого собственника объекта недвижимости почти в 2 раза. Даже существующие региональные льготы по оплате коммунальных услуг, к которым относится и вывоз ТКО, являются недостаточными, так как различаются в субъектах Российской Федерации по объему и по категориям граждан, которым данная коммунальная услуга предоставляется. Расчет тарифов осуществляется либо по числу зарегистрированных граждан в жилом помещении, либо по количеству квадратных метров жилого помещения.
Также, действующее законодательство не учитывает категорию граждан-собственников жилых помещений, которые никогда не были зарегистрированы и не проживали, даже временно, по адресу объекта собственности и никто там не проживает, а коммунальная услуга по вывозу ТКО никогда не оказывалась, но начисления за неё происходят регулярно региональным оператором. О задолженности собственники узнают в результате исполнительного производства по результатам, ранее неизвестного судебного решения в отношении их по иску регионального оператора, причем с которым никаких договорных отношений не было и услуги им не оказывались. Но, в рамках исполнительного производства, судебные приставы банковские карты и счета уже заблокировали, действия с движимым и недвижимым имуществом ограничили и т.п. и многие граждане, для ускорения процесса снятия наложенных ограничений добровольно оплачивают выставленные счета региональным оператором, особенно если объект недвижимости находится в ином регионе от места регистрации и постоянного проживания собственника, чем подтверждают заключение договора оферты. Лишь немногие граждане обращаются в суды для защиты и восстановления своих законных прав.
Целью законопроекта, является совершенствование действующего закона "Об отходах производства и потребления" путем закрепления на федеральном уровне обязанности заключать письменные договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, по аналогии с договорами на оказание других коммунальных услуг (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и др.) с собственниками ТКО.
Законопроектом предлагается дополнить:
- статью 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" понятием "Потребитель услуги";
- пункт 4 статьи 24.7 абзацем следующего содержания: "Договор в письменной форме заключается собственником твердых коммунальных отходов, при намерении стать потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, лично или через своего законного представителя.";
Также законопроектом предлагается расширить перечень субъектов, которые вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором при наличии определенных оснований.
Принятие настоящего законопроекта исключит начисления за неоказываемую коммунальную услугу по обращению с ТКО и приведет к снижению затрат как граждан (особенно тех, которые конклюдентных действий, со своей стороны, в том, числе подтверждающих акцептирование оферты не совершали), так и юридических лиц, в том числе и бюджетной сферы, а также к снижению нагрузки на судебные органы по судебным делам в указанной отрасли.
Принятие законопроекта не окажет влияния на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.