Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 447309-8 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в части уточнения порядка представления депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера),
внесенный Государственным Советом Чувашской Республики
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 447309-8 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственным Советом Чувашской Республики, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в часть 7 статьи 19 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), предусматривающие уточнение порядка представления депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации (далее - депутаты), осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно предусмотренным в законопроекте изменениям сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются депутатом, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, при избрании его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата, в следующем порядке:
- сведения о доходах - за календарный год, предшествующий году избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата;
- сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что предусмотренные в нем изменения направлены на устранение несогласованности положений части 7 статьи 19 Федерального закона N 414-ФЗ (действующей редакции первого и третьего предложений), устанавливающих одновременно требования о представлении любым депутатом ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и представление депутатом, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера только в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в действующей редакции второго предложения части 7 статьи 19 Федерального закона N 414-ФЗ содержится общее положение о том, что депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, представляет указанные в первом предложении этой же части сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
При этом полагаем, что по отношению к положениям законопроекта в инструктивно-методических материалах, подготовленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 5 мая 2023 года N 28-7/10/п-3518) и согласованным с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, содержатся более четкие разъяснения по вопросам предоставления указанными депутатами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При этом необходимо учитывать, что данные инструктивно-методические материалы подготовлены на основании уже действующих положений Федерального закона от 06.02.2023 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 12-ФЗ).
Согласно указанным инструктивно-методическим материалам при представлении справки в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, представляет:
- сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
- сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата.
Вместе с тем из положений законопроекта не понятно, за какой отчетный период и по состоянию на какую дату депутат должен предоставлять сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера.
Предусмотренное в законопроекте специально оговоренное положение о том, что депутатом подаются сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата, может привести к возникновению законодательного пробела в части определения периода, за который депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, должен предоставлять в комиссию сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В проектируемом в законопроекте абзаце третьем части 7 статьи 19 Федерального закона N 414-ФЗ отмечается, что депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом. По сравнению с действующей редакцией соответствующего положения законопроектом предлагается указание на представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера "в соответствии с законодательством Российской Федерации" заменить нормой, предусматривающей конкретный срок их представления, - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом. Вместе с тем формулировка "представляет сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации" охватывает больший круг вопросов, нежели срок их представления, например, порядок представления таких сведений.
Следует также отметить, что действующая норма Федерального закона N 414-ФЗ, регламентирующая представление депутатом, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, корреспондируется с нормой части 4.1-2 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". При этом законопроектом внесение изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" не предусмотрено.
Кроме того, необходимо учитывать, что нормами Федерального закона N 12-ФЗ уже был упрощен порядок представления депутатами, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Федеральным законом N 12-ФЗ установлено, что указанные сведения представляются данными депутатами в следующих случаях:
- в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом;
- в течение четырех месяцев со дня передачи вакантного депутатского мандата;
- в рамках соответствующей декларационной кампании, если в течение отчетного периода совершена(-ы) сделка(-и), предусмотренная(-ые) частью 1 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ, общая сумма которой(-ых) превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При этом к данным сделкам относятся сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровых валют).
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанный депутат сообщает об этом в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что Федеральный закон N 12-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2023 года, поэтому, по мнению Комитета в субъектах Российской Федерации еще не сформировалась достаточная правоприменительная практика по реализации его положений.
Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют данные о том, что в период действия Федерального закона N 12-ФЗ его положения в части установления упрощенного порядка представления депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, вызывают в субъектах Российской Федерации неоднозначное толкование и проблемы реализации данного Федерального закона в процессе правоприменительной практики.
Внесение изменений в законодательные нормы, по которым не сформировалась правоприменительная практика, не согласуется с принципом разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, а иными словами - к стабильности правового регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.