Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 532749-8 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" разработан в связи с необходимостью дальнейшего развития и стимулирования роста рынка неипотечной секьюритизации в России.
Нормативно-правовая основа для сделок неипотечной секьюритизации была заложена Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятым в целях создания нового механизма стимулирования кредитования. Его принятие позволило осуществлять сделки секьюритизации с кредитами (займами) МСП, автокредитами, потребительскими кредитами, крупными корпоративными кредитами, просроченной потребительской задолженностью и лизинговыми платежами.
Однако на сегодняшний день распределение на рынке секьюритизации в России между ипотекой и иными видами активов остается крайне неравномерным. Так, по данным информационного агентства Cbonds, объем рынка ипотечной секьюритизации в России по состоянию на 31.10.2023 составляет 2 013,34 млрд рублей 1, в то время как объем рынка неипотечной секьюритизации по состоянию на указанную дату составляет 104,76 млрд. рублей 2. По данным, приведенным в совместном докладе Ассоциации банков России и СРО НФА "Перезагрузка рынка неипотечной секьюритизации", сделки неипотечной секьюритизации в России носят единичный характер.
Назревшая необходимость дальнейшего развития неипотечной секьюритизации в России продиктована, с одной стороны, нераскрытым потенциалом этого механизма, и, с другой стороны, такими преимуществами секьюритизации, как создание нового источника длинных денег на финансовом рынке, стимулирование выдачи кредитов, возможность диверсификации инвестиций для частных и институциональных инвесторов и снижение давления на капитал банков-оригинаторов путем продажи портфеля кредитов специализированному эмитенту.
Вместе с тем в настоящее время в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" содержится требование об удержании оригинатором рисков в сделках неипотечной секьюритизации в объеме не менее 20%. Оно было введено по результатам анализа причин глобального финансового кризиса 2007 - 2009 гг. и направлено на защиту интересов инвесторов, поскольку предусматривает сохранение активной роли оригинатора в сделке ("skin in the game"). При этом на текущем этапе одним из способов значительного повышения интереса участников рынка к заключению сделок неипотечной секьюритизации и последующего развития этого механизма является смягчение указанного требования.
В этой связи, законопроект предусматривает внесение изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", предусматривающего предоставление оригинаторам возможности удержания риска в объеме менее 20%, но не менее 5% при соблюдении установленных Банком России условий. Подобный сбалансированный механизм позволит обеспечить высокое качество пула денежных требований, передаваемых в секьюритизацию, снизить риски недобросовестной секьюритизации и, как следствие, позволит сохранить надежность выпускаемых облигаций при снижении доли участия оригинатора.
Такое смягчение соотносится с установившейся зарубежной практикой регулирования, в соответствии с которой оригинаторы обязаны удерживать материальную экономическую заинтересованность в сделке в минимальном объеме, составляющем не менее 5% 3.
Учитывая необходимость определения Банком России условий, соблюдение которых потребуется для возможности удержания оригинатором риска в объеме менее 20%, но не менее 5%, предлагается установить отложенный срок вступления в силу законопроекта (с 1 января 2025 года) в целях синхронизации его положений с положениями соответствующего нормативного акта Банка России.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 https://cbonds.ru/indexes/18129/
2 https://cbonds.ru/indexes/18055/
3 Стандарты Базельского комитета по банковскому надзору; пункт 941(b) Закона Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей; статья 6 Регламента Европейского парламента и Совета Европейского Союза о секьюритизации N 2017/2402.
------------------------------
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не потребуют введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.