Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 570388-8 "О внесении изменений в статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации" разработан в целях устранения проблем, возникших у заявителей при подаче документов, подтверждающих внесение задатка для участия в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме.
Порядок подготовки и проведения в электронной форме аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - электронный аукцион), установлен статьями 39.11-39.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 39.13 Земельного кодекса заявка на участие в электронном аукционе направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 Земельного кодекса, в том числе документов, подтверждающих внесение задатка. В соответствии с пунктом 2 статьи 39.12 Земельного кодекса представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Однако при подаче документов для участия в электронных аукционах заявители столкнулись с проблемой, заключающейся в невозможности представить документы, подтверждающие внесение задатка, что связано с особенностями проведения электронных аукционов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.13 Земельного кодекса электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В случае, если в извещении о проведении аукциона организатор торгов указал, что задаток вносится на счет оператора электронной площадки, для участия в торговых процедурах регламентом работы электронных площадок предусмотрено формирование счета заявителя, на котором учитываются операции с его денежными средствами (поступление, блокирование, прекращение блокирования) (далее - счет заявителя).
В случае внесения на счет заявителя денежных средств в объеме, достаточном для внесения задатка, средства заявителя при поступлении его заявки блокируются оператором электронной площадки в размере задатка.
В случае недостаточности средств на счете заявителя оператор электронной площадки отклоняет заявку. Таким образом, подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только в случае наличия необходимой для задатка суммы на счете заявителя.
Однако в процессе блокирования денежных средств оператором электронной площадки не формируются документы, подтверждающие внесение задатка, необходимые для подачи заявителем заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса непредставление документов, подтверждающих внесение заявителем задатка, является основанием для отказа заявителю в допуске к участию в аукционе. При этом организатор торгов посредством выписки, формируемой в электронном виде на электронной площадке, обладает информацией о поступлении задатка.
В настоящее время не сформирована единая правоприменительная практика рассмотрения антимонопольными органами жалоб заявителей на отказ в допуске к участию в электронном аукционе по причине непредставления документов, подтверждающих внесение задатка.
Так, согласно решению Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - УФАС) по Новосибирской области от 18 августа 2023 года по делу N 054/01/18.1-1610/2023, решению УФАС по Алтайскому краю от 18 июля 2023 года по делу N 022/190/18.1-705/2023, решению УФАС по Челябинской области от 22 июня 2023 года по делу N 074/10/18.1-1389/2023, решению УФАС по Омской области от 30 мая 2023 года по делу N 055/10/18.1-625/2023 жалобы участников торгов на неправомерный отказ в допуске к участию в электронном аукционе на основании непредставления документов, подтверждающих внесение задатка, при фактическом блокировании денежных средств на счете заявителя признаны необоснованными.
Вместе с тем согласно решению УФ АС по Кабардино-Балкарской Республике от 29 ноября 2023 года по делу N 007/01/18.1-938/2023, решению УФАС по Тамбовской области от 16 ноября 2023 года по делу N 068/04/7.32.4-806/2023, решению УФАС по Архангельской области от 26 сентября 2023 года по делу N 029/10/18.1-911/2023, решению УФАС по Ростовской области от 31 августа 2023 года по делу N 061/10-18.1-3082/2023 жалобы заявителей при аналогичных обстоятельствах признаны обоснованными, а действия организаторов торгов квалифицированы как ограничивающие конкуренцию и нарушающие процедуру торгов.
В целях защиты конкуренции и совершенствования процедуры проведения электронных аукционов по продаже и аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается внести изменения в статью 39.12 Земельного кодекса в части:
исключения требования о представлении заявителем документов, подтверждающих внесение задатка, в случае блокирования денежных средств в размере задатка оператором электронной площадки на счете заявителя, открытом у указанного оператора;
признания случая блокирования денежных средств в размере задатка оператором электронной площадки на счете заявителя, открытом у указанного оператора, заключением соглашения о задатке.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.