Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" разработан в целях снижения закредитованности граждан.
Согласно данным Банка России, на 1 июля 2023 года, 23 млн. граждан имеют банковские карты, что составляет около 54% от общего числа банковских заемщиков. В то же время, согласно данным открытых источников, доля граждан с 5 и более кредитами увеличилась до 8,6% (4,7% в 2021 году), а задолженность граждан по кредитным картам увеличилась на 20% с апреля по сентябрь 2023 года.
В настоящее время кредиторы сохраняют возможность изменять лимит кредитования в одностороннем порядке. Если уменьшение лимита кредитования не приводит к росту долговой нагрузки, то возможность повышения лимита кредитования приводит к негативным последствиям для граждан, вгоняя их в долговую яму. Включая возможность увеличения лимита кредитования в условия договора, банковские организации фактически навязывают гражданам услуги по дополнительному кредитованию, что кажется недопустимым.
Стоит отметить, что в течение 2023 года Центральный Банк ужесточал требования для банков по выдаче необеспеченных кредитов и кредитных карт. Проектируемые положения законопроекта не ограничивают возможность повышения лимита кредитования, однако, сделают ее более прозрачной для граждан, а их подход к данному вопросу более обдуманным.
Исходя из позиции Центрального банка, выраженной в Информации Банка России "Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (опубликована на сайте Банка России 17.09.2014), изменение условий о лимите кредитования в одностороннем порядке законодательством не предусмотрено. Несмотря на данный факт, подобные случаи имеют место быть, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в указанной области.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.