Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ), направленную на регулирование вопросов о составе имущества крестьянско-фермерского хозяйства и обусловлен необходимостью приведения ее норм в соответствие с нормами гражданского законодательства, градостроительного законодательства и законодательства в сфере сельского хозяйства, исходя из представления о крестьянско-фермерском хозяйстве как об объединении граждан, ведущих совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица или в форме юридического лица.
Вопрос правового статуса имущества крестьянско-фермерского хозяйства и прав собственности на него является ключевым в регулировании деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и напрямую зависит от того, зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве юридического лица или нет.
Следует отметить, что изначально правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств определялось Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон РСФСР N 348-1), согласно которому крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства были фактически приравнены по своему правовому положению к юридическим лицам.
1 января 1995 года вступила в силу часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой крестьянское (фермерское) хозяйство было определено как вид предпринимательской деятельности гражданина, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен был быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Зарегистрировать новое крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве юридического лица было нельзя, соответственно на них не могли распространяться нормы гражданского законодательства о юридических лицах. Исключение было для крестьянских (фермерских) хозяйств, которые уже были созданы в форме юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР N 348-1.
В 2010 - 2012 гг. была проведена большая работа по совершенствованию гражданского законодательства, в результате которой был принят Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 302-ФЗ). Так, в статью 23 части первой ГК РФ был включен пункт 5, в соответствии с которым граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве; главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Также Федеральным законом N 302-ФЗ параграф 2 главы 4 части первой ГК РФ был дополнен подпараграфом 3.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство", в соответствии с которым граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Таким образом, указанными изменениями было закреплено, что крестьянское (фермерское) хозяйство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, а также имеет возможность зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве юридического лица. Также было установлено, что в случае регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица его имущество принадлежит ему на праве собственности (как юридическому лицу), а правовое регулирование вопросов имущества в таком случае осуществляется нормами гражданского законодательства о юридических лицах.
Одновременно статья 6 Федерального закона о КФХ определяет, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное, и содержит иные нормы, фактически регулирующие вопросы имущества крестьянских (фермерских) хозяйств, не являющихся юридическими лицами.
Законопроектом предлагается уточнить, что положения статьи 6 относятся исключительного к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, осуществляющему деятельность без образования юридического лица, а также актуализировать используемую в ней терминологию "продуктивный и рабочий скот", "хозяйственные и иные постройки" и др., так как в соответствии с действующими нормами градостроительного законодательства и законодательства в области сельского хозяйства используется иная терминология ("сельскохозяйственные животные", "племенные животные", "объекты капитального строительства, некапитальные строения сооружения").
Принятие указанного законопроекта послужит устранению противоречий в действующем законодательстве в части установления правовых основ деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и позволит привести используемую терминологию в соответствие с действующими отраслевыми законами.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.