Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на конкретизацию и создание условий для последовательной реализации принципа научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации с учетом ее исторического наследия, перспективных задач развития государства и общества (пункт 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), предусматривает совершенствование системы научно-методического обеспечения подготовки кадров в целях укрепления единства образовательного пространства Российской Федерации и повышения качества высшего образования, в том числе на основе более полного учета потребностей экономики, за счет развития института учебно-методических объединений.
Учебно-методические объединения в системе высшего образования нашей страны существуют на протяжении более тридцати лет и обладают существенным потенциалом для формирования наиболее целесообразных и обоснованных с точки зрения текущих и перспективных задач государства и общества единых методических подходов к содержанию высшего образования, а также направлений и мер по повышению его качества.
Действующее федеральное законодательство содержит общие целевые ориентиры и правила создания учебно-методических объединений, напрямую при этом не разграничивая их по территориальному уровню и не предусматривая необходимость (а только возможность) вхождения в их состав представителей работодателей. Ввиду недостаточно четкой правовой регламентации федеральных учебно-методических объединений (далее - ФУМО) эффективность их деятельности в последние годы снижалась. Вместе с тем в системе действующих федеральных государственных стандартов высшего образования поколения 3++ отсутствует регламентация содержания основных образовательных программ, что создает препятствия внутри- и межвузовской мобильности из-за значительных различий (порой до 70%) в учебных планах в рамках одной укрупненной группы специальностей и направлений подготовки. В этой связи значение научно-методического обеспечения принципиальной соотносимости (согласованности) подходов к реализации высшего образования на всей территории страны существенно возрастает, как и объективная потребность в активном, действенном участии ФУМО в совершенствовании федеральных государственных образовательных стандартов.
В целях решения обозначенной проблемы законопроектом предлагается внести изменения в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие:
1) статусное обособление и необходимость создания ФУМО в системе высшего образования Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в системе общего образования и среднего профессионального образования - Министерством просвещения Российской Федерации. Положения о создании ФУМО утверждаются указанными министерствами;
2) возможность создания региональных учебно-методических объединений в системе общего образования и среднего профессионального образования - на основе усмотрения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
3) обязательность включения в состав учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и высшего образования представителей работодателей и их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Прямое законодательное закрепление ФУМО в качестве участников отношений, связанных с реализацией и развитием государственной политики в сфере высшего образования, подразумевает, по существу, "перезапуск" данного института, существенное обновление функциональных, организационных, процедурных, материальных и иных аспектов статуса ФУМО на уровне конкретизированного (подзаконного) регулирования.
Предполагаемое законопроектом (в том числе на базе обновления положений о ФУМО, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти) развитие института ФУМО в системе высшего образования позволит:
- повысить эффективность их работы в разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в рамках укрупненной группы;
- разрабатывать минимальные (типовые) требования к условиям реализации ООП укрупненной группы специальностей;
- вырабатывать оптимальные критерии оценки качества образования;
- обсуждать инициативы и координировать действия организаций, являющихся членами ФУМО;
- формировать рекомендации по повышению качества образования и снижению рисков причинения вреда (ущерба) качеству образования;
- готовить согласованные участниками образовательного процесса рекомендации по учебным изданиям, учебно-методической литературе, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава;
- создавать центры повышения квалификации и оценки квалификации профессорско-преподавательского состава по соответствию требованиям и условий реализации ООП.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.