Досье на проект федерального закона
Ежегодно в целях подготовки к летнему пожароопасному сезону надзорными органами МЧС России планируется и реализуется комплекс надзорно-профилактических мер, направленных на обеспечение защиты объектов и территорий от угроз ландшафтных (природных) пожаров.
В рамках проводимой работы проводятся совместные выездные обследования в целях контроля очистки территорий, прилегающих к лесу, принятия собственниками сельскохозяйственных угодий мер по их защите от зарастания сорной растительностью, деревьями, а также в части соблюдения порядка выжигания сухой травянистой растительности и проверки термических точек, обнаруженных средствами космического мониторинга.
Реализация вышеуказанных мероприятий в 2022 году позволила сократить количество неконтролируемых палов в сравнении с 2021 годом на 1,5 тысячи (с 49,5 тыс. в 2021 г. до 48 тыс. в 2022 г.), а выжиганий на землях сельхозназначения сокращено в двое (с 3,3 тыс. в 2021 до 1,8 тыс. в 2022 г.).
Вместе с тем Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнена частью 3.1, предусматривающей что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Указанные изменения законодательства об административных правонарушениях предусматривают возможность возбуждать дела об административных правонарушениях только после проведения на объекте надзора внепланового контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
В связи с чем должностные лица органов государственного пожарного надзора, в рамках процессуальных действий, проводимых по фактам пожаров, лишились возможности привлекать к административной ответственности лиц, виновных в возникновении пожаров, и иных лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) на которых произошел пожар, в том числе земельных участках, без проведения внеплановой выездной проверки, согласованной с органами прокуратуры.
Сложившаяся ситуация повлияла на эффективность применения имеющихся полномочий по профилактике административных правонарушений.
Согласно статистической отчетности МЧС России в 2023 году на согласование в органы прокуратуры направлено 29 216 (АППГ - 14 459, +102%) заявлений о согласовании проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), по которым прокурорами принято 9 549 решений о согласовании проведения внепланового КНМ (АППГ - 4 626, +106%), что составляет 33% от общего количества направленных заявлений о согласовании, и 19 667 (67%) решений об отказе в согласовании проведения внеплановых КНМ (АППГ - 9 833 решений, +100%), в том числе по отсутствию оснований для проведения внепланового КНМ - 7 670 решений (АППГ - 5 865, +30%) (39% отказов).
В 2023 году количество неконтролируемых палов в сравнении с 2022 годом возросло на 11,5 тысяч (с 48 тыс. в 2022 г. до 59,5 тыс. в 2023 г.).
Одновременно отмечается снижение на 34,3% (с 1601 в 2022 году до 1052 в 2023 году) количества возбужденных дел об административных правонарушениях по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшие возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровья человека).
Лица, допустившие нарушения требований пожарной безопасности, избегают административного наказания по причине отсутствия правовых оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий на объектах контроля (надзора) в случае если они сильно повреждены (не эксплуатируются) или уничтожены опасными факторами пожара, а также, если нарушители требований пожарной безопасности не являются правообладателями объектов защиты, на которых совершено административное правонарушение (лица, проводящие огневые работы, использующие открытый огонь, эксплуатирующие различные инженерные системы и оборудование).
В то же время выявление таких административных правонарушений и сбор доказательной базы по ним осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора в рамках процессуальных действий, проводимых по фактам пожаров в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (осмотр места происшествия, объяснения очевидцев, заключения эксперта и т.д.).
Таким образом, проведение контрольных (надзорных) мероприятий, направленных на выявление нарушений обязательных требований на объектах контроля (надзора) на которых произошел пожар, дублирует аналогичные процедуры, проводимые в рамках проверки по факту пожара, влечет за собой излишнюю нагрузку как на контролируемых лиц так и на должностных лиц надзорных органов.
Аналогичная ситуация возникает при выявлении сотрудниками органов государственного пожарного надзора по результатам контрольных (надзорных) мероприятий нарушений требований пожарной безопасности, допущенных специализированными организациями (лицензиатами) при монтаже, техническом обслуживании и ремонте средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также при проектировании систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Действующее законодательство не предусматривает административной ответственности проектировщиков, от правильности решений которых непосредственно зависит общий уровень пожарной безопасности здания (сооружения), своевременная эвакуация людей, а также работа пожарно-спасательных подразделений.
Собственники объектов защиты, выступающие в качестве добросовестных приобретателей услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию, несут дополнительные издержки на устранение нарушений, допущенных недобросовестными специализированными организациями (лицензиатами).
Необходимо отметить, что от работоспособности автоматических систем противопожарной защиты, напрямую зависит как жизнь и здоровье людей, так и материальный ущерб, причиняемый распространением опасных факторов пожара.
Социально-экономические потери от пожаров в виде прямого материального ущерба в период с 2019 по 2023 год составили более 96 млрд. рублей, практически 41 тысяча человек погибла и около 43 тысяч получили травмы.
При этом в пожарах, на которых автоматические системы противопожарной защиты сработали в штатном режиме, погибает и травмируется более чем в четыре раза меньше людей, чем в случаях, когда соответствующая система не сработала или работала ненадлежащим образом.
Наиболее крупными пожарами, произошедшими в последние годы, являются пожары на следующих объектах: торговый центр "Адмирал" г. Казань, башня "Олимп" комплекса "Грозный - Сити" г. Грозный, строительный центр "Синдика" Московская область, торгово-развлекательный центр "Зимняя вишня" г. Кемерово, ночной клуб "Хромая лошадь" г. Пермь, складской комплекс "Ozon" Московская область, складкой комплекс "Wildberries" г. Санкт-Петербург.
Нарушения пожарной безопасности, связанные с отсутствием или неисправностью систем и средств противопожарной защиты выявляются сотрудниками МЧС России на постоянной основе.
Необходимым решением возникшей ситуации представляется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих предоставление должностным лицам органов государственного пожарного надзора возможности возбуждать дела об административных правонарушениях без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях если:
достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выявлены в ходе мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, связанных с пожарами, разрешение которых отнесено к компетенции органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
достаточные данные, указывающие на совершение административного правонарушения специализированной организацией (лицензиатом) при выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выявлены по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного пожарного надзора;
выявленные нарушения допущены при проектировании систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Предлагаемые подходы позволят должностным лицам органов государственного пожарного надзора эффективней применять имеющиеся полномочия по профилактике административных правонарушений, что положительно скажется на уровне обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации в целом.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться действующими должностными лицами в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России федеральным бюджетом, и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в стати 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.