Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации, наряду с другими социальными гарантиями, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
При этом трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ, при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые в соответствии со статьей 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составной частью), не может быть ниже МРОТ.
Однако фактически выплачиваемая на руки сотруднику сумма может быть меньше МРОТ из-за удержания работодателем НДФЛ из начисленного заработка. Кроме того, заработок может оказаться ниже МРОТ в ситуации, когда сотрудник берет отпуск или болеет.
В этой связи необходимо отметить, что выплата заработной платы, сумма которой менее МРОТ (федерального или регионального), влечет штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.
В современных условиях интересы работодателя в большей степени направлены на повышение прибыльности своих организаций, чего крайне сложно достичь, не нарушая материальные интересы работников.
Законопроект направлен на то, чтобы соблюдалось право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством МРОТ.
Таким образом, внесение предполагаемых поправок в ст. 133 ТК РФ позволит обеспечить ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде МРОТ без необходимости обращаться для дополнительных разъяснений к актам Конституционного Суда Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует выделения дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценка которых с определением их источников будет осуществлена при подготовке соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.