В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в часть третью статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменение, предусматривающее, что фактически выплаченная месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Согласно пояснительной записке к законопроекту необходимость внесения проектируемого изменения обусловлена тем, что фактически выплачиваемая работнику сумма заработной платы может быть меньше МРОТ в том числе из-за удержания работодателем налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) из начисленного заработка.
Вместе с тем в соответствии с законодательством о налогах и сборах заработная плата за выполнение трудовых обязанностей относится к доходам, являющимся объектом налогообложения НДФЛ, и работодатель, являясь налоговым агентом, обязан рассчитывать НДФЛ с заработной платы работников, удерживать его и перечислять в соответствующий бюджет, однако комплексное изменение действующего регулирования законопроектом не предусмотрено.
Реализация проектируемого положения приведет к нарушению таких принципов трудового законодательства, как равенство прав и возможностей работников и равной оплаты за труд равной ценности, так как отработавшими полную норму времени и претендующими на оплату труда в размере не менее МРОТ считаются работник, занятый на часть ставки, и работник на полной ставке.
Следует отметить, что в целях обеспечения прав работников на справедливые условия оплаты труда регулярно осуществляется повышение МРОТ. Так, с 1 января 2024 г. МРОТ составляет 19242 рубля (рост на 18,5 процента по сравнению с 2023 годом).
Следует также отметить, что снижение налоговой нагрузки на граждан по НДФЛ возможно посредством применения различных видов налоговых вычетов, которые позволяют уменьшить налогооблагаемый доход, а также путем освобождения от налогообложения широкого перечня доходов физических лиц, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение требований статьи 83. Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
С учетом изложенного законопроект нуждается в концептуальной переработке.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 22 мая 2024 г. N ДГ-П45-15054 "Заключение на проект федерального закона N 646434-8 "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Я.Е. Ниловым"
Опубликование:
-