Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 532911-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N Пр-1619 и направлен на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства об ответственности за нарушение авторских и смежных прав (части вторая и третья статьи 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК).
При подготовке законопроекта учитывалось, что выработка соответствующих законодательных решений должна основываться не только на показателях динамики социально-экономической обстановки (накопленного уровня инфляции, эмиссионного процесса и других показателях), но и на данных складывающейся практики правоприменения в части статистического анализа фактических размеров преступлений, зафиксированных в приговорах по уголовным делам по частям второй и третьей статьи 146 и статье 165 УК.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за период с 2020 года по 2022 год по статье 146 УК всего осуждено 342 лица, из которых 68 лиц (20 процентов) осуждены по части второй (размер свыше 100 тыс. рублей) и 274 лица (80 процентов) - по части третьей данной нормы (размер свыше 1 млн. рублей).
Как показал анализ 50 обвинительных приговоров за период с 2020 года по май 2023 года, преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 146 УК, совершались в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб. - 5 раз (10 процентов, от 250 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 8 раз (16 процентов); от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей - 4 раза (8 процентов); от 1 млн. рублей до 1,5 млн. рублей - 10 раз (20 процентов); от 1,5 млн. рублей до 2 млн. рублей - 10 раз (20 процентов); от 2 млн. рублей до 2,5 млн. руб. - 5 раз (10 процентов); свыше 2,5 млн. руб. - 8 раз (16 процентов).
Таким образом, представляется целесообразным для целей статьи 146 УК установить крупный размер в сумме, превышающей 500 тыс. рублей, а особо крупный размер - в сумме, превышающей 2 млн. рублей.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за период с 2020 года по 2022 год по статье 165 УК всего осуждено 303 лица, из которых 79 лиц (20 процентов) осуждены по части первой (размер ущерба от 250 тыс. рублей до 1 млн. рублей), а 242 лица (80 процентов) осуждены по части второй данной нормы (ущерб свыше 1 млн. рублей).
Как показал анализ 50 обвинительных приговоров за период с 2020 года по май 2023 года, преступление, предусмотренное статьей 165 УК, совершалось в размере от 250 тыс. рублей до 500 тыс. руб. - 2 раза (4 процента); от 500 тыс. рублей до 1 млн. руб. - 8 раз (16 процентов); от 1 млн. рублей до 2 млн. рублей - 8 раз (16 процентов); от 2 млн. рублей до 4 млн. рублей. - 6 раз (12 процентов); свыше 4 млн. руб. - 26 раз (52 процента).
В связи с этим законопроектом предлагается для целей статьи 165 УК установить крупный размер в сумме, превышающей 1 млн. рублей, а особо крупный размер - в сумме, превышающей 4 млн. руб.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в УК позволит не только декриминализировать порядка 26 процентов преступлений, предусмотренных статьей 146 УК, и 20 процентов преступлений, предусмотренных статьей 165 УК, но и смягчить ответственность по указанным нормам УК (в отношении приблизительно 40 процентов преступлений по части третьей статьи 146 УК и 28 процентов преступлений по части второй статьи 165 УК).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия и внесения изменений в федеральные законы, а также их приостановления или признания утратившими силу.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.