Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" предлагается установить, что при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение за прошлый период платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платежей, указанный на момент установленного срока их оплаты в платежных документах, может подлежать перерасчету. Однако возможность такого перерасчета подлежит ограничению периодом в девяносто календарных дней до дня наступления установленного срока их оплаты при условии добросовестного поведения собственников помещений в многоквартирном доме или нанимателей жилых помещений.
На данный момент граждане, в том числе и добросовестно оплачивающие поступающие им счета за жилое помещение и коммунальные услуги, не защищены от возможных изменений размера платы за истекший период и перерасчета их платежей в большую сторону.
Так, например, жители города Озерска Челябинской области получили квитанции с появившимся коммунальным долгом перед муниципальным предприятием, а размер задолженности всего дома составил 4 миллиона рублей 1. В то же время жильцы исправно сдавали показания счетчиков и оплачивали приходившие счета. При этом произведенный по нормативу перерасчет охватывал период в несколько лет, в течение которых жители получали платежные документы, рассчитанные по неверной формуле.
Очевидно, что возложение на семейный бюджет таких незапланированных долгов перед коммунальными предприятиями способно самым серьезным образом отразиться не просто на финансовых возможностях граждан, но и на их уровне жизни. В условиях постоянного роста размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги расходы на них составляют все большую часть семейных трат, и граждане могут просто не иметь возможности погасить образовавшуюся не по их вине задолженность.
В то же время Жилищный кодекс Российской Федерации детально регулирует обязанность граждан по внесению указанной платы, предусматривая соответствующую ответственность за образование задолженности ввиду несвоевременного или неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и начисление процентов за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня.
Однако какая-либо корреспондирующая ответственность управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, ресурсоснабжающих организаций и иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым вносится плата, за неверный расчет и последующее увеличение платежей по истекшим периодам Жилищным кодексом Российской Федерации не закреплена.
Такое положение нарушает баланс прав и законных интересов между собственниками (нанимателями) жилых помещений и получателями платы за жилое помещение и коммунальные услуги, оставляет граждан беззащитными от возможных различных злоупотреблений со стороны управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций и иных лиц, никак не мотивируя последних к правильному и своевременному расчету размера платы в платежных документах.
В этой связи законопроектом предлагается внести в статью 155 изменение, дополнив ее положением, что в случае выявления обстоятельств, влекущих увеличение за прошлый период платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размер платежей, указанный на момент установленного срока их оплаты в платежных документах, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 2 указанной статьи, может подлежать перерасчету, но не более чем за девяносто календарных дней до дня наступления установленного срока их оплаты при отсутствии недобросовестности со стороны собственников помещений в многоквартирном доме или нанимателей жилых помещений.
Указанные изменения предоставят дополнительные гарантии соблюдения жилищных прав граждан при условии надлежащего исполнения ими вытекающих из жилищных отношений обязанностей, позволят предупредить возможные нарушения прав, свобод и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме или нанимателей жилых помещений. Изменения положительно отразятся и на финансовом положении граждан, придав стабильность и определенность отношениям с получателями платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
------------------------------
1 "Все, кто должен защищать, оказались против нас": чиновники продолжают выбивать с населения долг, образовавшийся по вине муниципальных коммунальщиков. URL: https://newdavnews.ru/chelvabinsk/734486.bf.m1?ysclid=lr8xz31c6g244904735
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.