Досье на проект федерального закона
В настоящее время сложилась дискриминационная ситуация с назначением досрочных пенсий медицинским работникам частной системы здравоохранения. В соответствии с п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" возможно назначение досрочных пенсий "лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения". Согласно Гражданскому кодексу РФ под учреждением подразумевается некоммерческая организация.
В то же время Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. При этом правом на осуществление медицинской деятельности обладают медицинские организации, являющиеся юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и осуществляющее медицинскую деятельность в качестве основного (уставного) вида деятельности.
Таким образом, все медицинские организации равны вне зависимости от их организационно-правовой формы и принадлежности к государственной, муниципальной или частной системе здравоохранения.
Следует отметить, что трудовая деятельность медицинских работников, квалификационные требования к должности, переподготовка и аккредитация, наименования должностей и должностные обязанности одинаковы для медицинских работников медицинских организаций различных форм собственности и систем здравоохранения.
Однако медицинские работники частной системы здравоохранения в связи с несовершенством пенсионного законодательства и правоприменительной практики оказались ущемлены в правах в части права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Предназначение права на досрочную пенсию для медицинских работников изначально связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности ими до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм различного рода факторов обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (повышенный риск заражения, постоянный контакт с больными, высокая степень ответственности за результат труда).
При этом многие медицинские организации частной системы здравоохранения работают в системе обязательного медицинского страхования и участвуют в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи наравне с государственными медицинскими организациями (учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения).
Учитывая изложенное, разрешения сложившейся негативной ситуации, дискриминирующей права медицинских работников в зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации, в которой они работают, предлагается внести изменения в часть 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", расширив сферу ее применения и установив, что право на досрочную пенсию имеют как медицинские работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, так и медицинские работники , осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других организационно-правовых форм при условии осуществления такими липами медициной помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости липам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях"
В соответствии с информацией, представленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 9 июля 2021 г. N 21-1/10/ФС-935), реализация проекта настоящего федерального закона может повлечь выделение дополнительных бюджетных ассигнований в следующих объемах:
в 2022 году - 2.9 млрд. рублей;
в 2023 году - 3,1 млрд. рублей;
в 2024 году - 3,3 млрд. рублей.
Указанные дополнительные средства могут быть изысканы за счет улучшения экономической ситуации и повышения доходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.