Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 536512-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на решение проблемы, с которой сталкиваются платежные агенты при приеме платежей граждан за коммунальные услуги.
В настоящее время устанавливается требование о недопустимости передачи функций единоличного исполнительного органа платежного агента юридическому лицу (управляющей организации) (часть 4 статьи 3.2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ)).
Вместе с тем такая норма не учитывает специфики, которая присутствует в сферах электро-, газо- и теплоснабжения. В указанных сферах ресурсоснабжающие организации зачастую имеют холдинговую структуру, представляющую собой объединение материнской компании и контролируемых ею дочерних обществ. Исполнение функций платежного агента может быть возложено на одно из дочерних обществ, единоличным исполнительным органом которого также является материнская компания.
Для поставщиков коммунальных услуг заключение договора об осуществлении деятельности по приему платежей с платежным агентом, который входит в состав холдинга, является наиболее привлекательным по нескольким причинам. Наличие данного типа корпоративного управления обеспечивает финансовую устойчивость платежных агентов за счет увеличения результативности деятельности организации, снижения управленческих расходов, оперативного контроля за текущей деятельностью подконтрольного общества - платежного агента, оптимально структурированного бизнеса и организованных бизнес-процессов в сбытовой деятельности. Данные преимущества не только обеспечивают полное и своевременное осуществление расчетов платежного агента с поставщиками услуг, но и являются фактором снижения издержек в целом в сфере коммунальных услуг.
В указанной модели корпоративного управления в холдинговых компаниях, осуществляющих свою деятельность в сферах ресурсоснабжения, отсутствуют риски, связанные с недобросовестными действиями платежных агентов.
Кроме того, за ресурсоснабжающими организациями в настоящее время установлено более 5 видов контроля, в том числе со стороны прокуратуры, антимонопольных органов, региональных жилищных инспекций, Роспотребнадзора, региональных служб по тарифам.
Деятельность указанных организаций полностью регулируется и контролируется со стороны государства. В случае, если сбор денежных средств осуществляется платежным агентом в интересах компаний, входящих с ним в одну группу лиц, исполнение обязательств перед этими компаниями контролируется дополнительно корпоративным и антимонопольным законодательством.
Законопроектом устанавливается, что ограничение, связанное с недопустимостью передачи функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации) не должно распространяться на случаи, когда оператор по приему платежей и управляющая организация, которой переданы функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей, входят в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при этом оператор платежей и (или) управляющая организация является ресурсоснабжающей организацией.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению и принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.