Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 537304-8 "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Статьей 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны собственности на централизованные системы водоснабжения и водоотведения.
Предметом правонарушения являются правила пользования централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона состава правонарушения выражается в активных действиях, состоящих в самовольном, т. е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к указанным системам. Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается дополнить статью 7.20 положениями, предусматривающими ответственность за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения, в целях снижения негативного воздействия на данные инженерные сооружения и минимизации ущерба, причиняемого собственникам (владельцам) данных сетей, а также предлагается внести изменение в пункт 1 части 2 статьи 28.3, дополнив его после слов "статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения" словами "и (или) пользования такими системами", что позволит установить полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных новым составом.
Самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения остается распространенной проблемой в течение длительного времени.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
Самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения оказывает негативное воздействие на работу указанных систем: нарушает целостность колодцев, ухудшает качество воды, а попадание в систему канализации вредных и опасных веществ, концентрированного стока (слив из ассенизационных машин в несогласованные места выпуска) нарушает качественные характеристики трубопроводов и технологического оборудования, снижая их остаточный ресурс и вызывая преждевременный вывод из эксплуатации.
Следует отметить, что, по данным ресурсоснабжающей организации ООО "КрасКом", отмечается рост количества выявленных несанкционированных подключений (источник информации - министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края).
Так, на централизованной системе водоснабжения г. Красноярска несанкционированных подключений в 2019 и 2020 годах не выявлено, за 9 месяцев 2021 года выявлено 2 таких подключения; на централизованной системе водоотведения в 2019 году выявлено 5 несанкционированных подключений, в 2020 году - 32, за 9 месяцев 2021 года - 39.
По данным водного баланса, приведенным ООО "КрасКом", отмечается увеличение объема сверхнормативных потерь в централизованной системе водоснабжения и дополнительного притока (несанкционированного) в централизованной системе водоотведения г. Красноярска, прошедшего транспортировку, очистку и обеззараживание сточных вод, а именно:
за 2019 год фактический объем сверхнормативных потерь воды (несанкционированный водоразбор) составил 6,2 млн м3 в год, или 4,7%, в 2020 году - 6,8 млн м3 в год, или 5,0%;
в 2019 году дополнительный приток (несанкционированный) в централизованную систему водоотведения г. Красноярска составил 30,3 млн м3 в год, или 23%, в 2020 году - 30,4 млн м3 в год, или 23,6%.
Незаконные врезки в централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения создают дополнительные неучтенные нагрузки, увеличивают расходы органов местного самоуправления и организаций на обеспечение водоснабжения и водоотведения, негативно влияют на качество работы сетей и сооружений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду нелегальными пользователями соответственно не производится.
Учитывая изложенное, предлагаем внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях исключения (недопущения) неконтролируемого потребления холодной воды и слива сточных вод путем введения санкций за самовольное пользование системой водоснабжения или водоотведения, выражающееся в отсутствии соответствующего договора и характеризующееся недобросовестным поведением потребителя, использующего коммунальный ресурс (услугу) без намерения заключить договор вопреки законным требованиям. На сегодняшний день ответственность за самовольное пользование системой водоснабжения или водоотведения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.20 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.