Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 537554-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью данной законодательной инициативы является защита трудовых прав членов семей, являющихся многодетными. Институт семьи в Российской Федерации является традиционной ценностью, которую необходимо защищать, в том числе с помощью установления системы гарантий трудовых прав и иных мер социальной поддержки. Работники, воспитывающие трех и более детей являются наиболее незащищенной группой населения, в связи с чем необходимо оказать им максимальное содействие в целях гармонизации их труда, повышения его эффективности и защиты прав их несовершеннолетних детей.
Согласно Указу Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Данным нормативным актом регламентируется предельный возраст, до достижения которого старшим ребенком семьям предоставляется социальная поддержка, он составляет: 18 лет или 23 года при условии обучения старшего ребенка в образовательной организации по очной форме обучения.
Одной из дополнительных мер поддержки является возможность работников, признанных многодетными, оформить ежегодный оплачиваемый отпуск по своему желанию в удобное для них время. Предлагается внести изменения в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации с целью конкретизировать возраст детей работников, в зависимости от которого им предоставляется такое права. В рамках предложенных поправок такое право будет гарантировано для работников до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трёх лет при условии обучения его в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения. Данная мера направлена на предоставление возможности работнику выбрать время отпуска, которое потенциально будет совпадать с каникулярным периодом всех своих детей, что положительно повлияет на их воспитание, совместный досуг и эмоциональный климат в семье. Законопроект также исключает максимальный возраст младшего ребенка, в пределах которого работник мог воспользоваться данным правом. Воспитание детей не заканчивается в четырнадцать лет, именно в этом возрасте у детей формируются основные личностные особенности в связи чем для их воспитания предельно необходимо ощущать поддержку родителей. Таким образом данная поправка не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не принесет ущерба для работодателя, но поможет улучшить микроклимат в российских семьях и плодотворно скажется на воспитании подрастающего поколения.
Также проектом предлагается внести аналогичные меры в часть 3 статьи 259 Трудового Кодекса Российской Федерации и запретить направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия работников, являющихся членами многодетных семей до достижения старшим ребенком возраста восемнадцати лет или возраста двадцати трёх лет при условии обучения его в организации. Данная мера направлена на обеспечение гарантий защиты от произвольного изменения графика работы для членов многодетных семей, испытывающих дополнительные нагрузки при изменении режима труда и отдыха вне зависимости от возраста ребенка. Необходимость письменного согласия повысит ответственное отношение работодателя к необходимости соблюдения трудового законодательства и подчеркнет важность защиты института семьи.
Помимо мер, направленных на защиту многодетных семей предлагается закрепить преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении численности штата при равной производительности труда и квалификации для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет. В связи с чем предлагается внести изменения в часть вторую статьи 179. Данная статья уже содержит перечень лиц, имеющих преимущество при сокращении штата, однако стоит учитывать, что утрата работы также грозит социальными рисками и ухудшением материального положения ребенка, который воспитывается в неполной семье.
2024 год объявлен в Российской Федерации годом семьи. Стоит отметить, что трудовые права и гарантии являются одними из важнейших прав граждан, защита которых должна осуществляться постоянно. Законодательное закрепление мер поддержки для многодетных семей должно последовательно обезопасить работников, воспитывающих трех и более детей, что позволит укрепить институт семьи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Приятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечёт дополнительных расходов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.