Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 537563-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях сокращения количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Федеральный закон "О карантине растений" в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по определению пунктов пропуска, в которых иные виды государственного контроля осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Вопрос передачи таможенным органам полномочий по осуществлению в конкретных пунктах пропуска иных видов государственного контроля в полном объеме будет рассматриваться Правительством Российской Федерации с учетом:
загруженности пунктов пропуска и необходимости ускорения пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации;
проводимой реконструкции и модернизации пунктов пропуска, а также технического оснащения и оборудования пунктов пропуска необходимыми средствами для проведения иных видов государственного контроля;
штатной численности таможенных органов.
При этом в целях исключения возможности ввоза товаров (продукции), несоответствующей ветеринарно-санитарным требованиям, а также распространения карантинных вредных объектов в соответствии с правом Евразийского экономического союза, соответствующий контроль на территории Российской Федерации будет осуществляться должностными лицами Россельхознадзора с учетом результатов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска.
Поэтапная передача таможенным органам полномочий по осуществлению иных видов государственного контроля последовательно обеспечивает выполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 мая 2013 г. N Пр-1133.
Принятие указанных мер по реформированию системы пропуска через государственную границу Российской Федерации направленно на совершенствование государственного контроля (надзора) и снижение административных барьеров.
Кроме того, в настоящее время, в соответствии с федеральными законами "О свободном порте Владивосток", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток", "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, и в пунктах пропуска Арктической зоны Российской Федерации таможенные органы проводят иные виды государственного контроля в полном объеме.
За 10 месяцев 2023 г. в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, таможенными органами обеспечено проведение санитарно-карантинного контроля в отношении 14 546 товарных партии, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - в отношении 19 641 товарных партий (11 274 физических лиц, перемещавших подконтрольные товары), ветеринарного контроля - в отношении 2 505 товарных партий (434 физических лица, перемещавших подконтрольные товары).
За 10 месяцев 2023 г. в пунктах пропуска Арктической зоны Российской Федерации таможенными органами обеспечено проведение санитарно-карантинного контроля в отношении 10 товарных партий, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - в отношении 23 товарных партий (19 физических лиц, перемещавших подконтрольные товары), ветеринарного контроля - в отношении 44 товарных партий (1072 физических лица, перемещавших подконтрольные товары).
В пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток и Арктической зоне Российской Федерации решения о запрете ввоза подконтрольных товаров в связи с несоответствием либо отсутствием необходимых документов за 10 месяцев 2023 г. должностными лицами таможенных органов приняты в отношении 10 партий, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзора) и в отношении 11 партий, подлежащих санитарно-карантинному контролю.
За указанный период принято 226 решений о запрете ввоза подконтрольных товаров, подлежащих ветеринарному контролю, 63 решения о запрете ввоза подконтрольных товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору), перемещаемых физическими лицами. По результатам проведения иных видов государственного контроля в неторговом обороте заведено 249 дел об административных правонарушениях.
Кроме того, передача таможенным органам полномочий по проведению иных видов государственного контроля позволит проводить их в пунктах пропуска, в которых отсутствуют должностные лица Россельхознадзора и Роспотребнадзора.
Законопроектом предусматривается его вступление в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования, что обусловлено необходимостью подготовки и принятия правовых актов Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение таких требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Принятия постановления Правительства Российской Федерации об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль (надзор) товаров осуществляется таможенными органами.
Срок подготовки и принятия - в течение 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнители - Минтранс России, Минсельхоз России, ФТС России, Роспотребнадзор;
2. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Срок подготовки и принятия - в течение 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнители - ФТС России, Роспотребнадзор;
3. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 501 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Срок подготовки и принятия - в течение 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнители - ФТС России, Минсельхоз России;
4. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 "О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Срок подготовки и принятия - в течение 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнители - ФТС России, Минсельхоз России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.