Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 538215-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 г. N Пр-355 и предусматривает создание единого цифрового ресурса, в котором интегрированы данные словарей русского языка, созданных за последние три века, позволит решать как научные и образовательные задачи, так и чисто практические - пользователи смогут проверить свое знание русского языка и уровень владения его нормами, получат инструмент совершенствования своих речевых и языковых навыков и возможность избежать ошибочного употребления языковых единиц. Национальный словарный фонд позволит получать информацию о написании слов, их произношении и месте ударения с возможными вариантами в исторической динамике, о системе значений конкретного слова и их трансформации во времени, в грамматических характеристиках слов и их сочетаемостных свойствах, о наличии и функционировании синонимов, антонимов, омонимов и паронимов, а также об использовании фразеологических сочетаний.
Национальный словарный фонд будет являться общедоступным и верифицированным источником информации о современном русском литературном языке.
В настоящее время аналогов Национального словарного фонда, содержащих информацию о нормах современного русского литературного языка и отражающих происходящие в нем процессы и изменения, а также исторические данные о словарном составе русского литературного языка, не существует.
Лексикографическая деятельность, ориентированная на выпуск печатных изданий словарей, не дает возможности составить представление об актуальном состоянии языка, отстает от культурно-языковых потребностей общества. При этом тексты словарей XVIII - XIX веков труднодоступны для читателей.
В связи с этим ключевую роль начинают играть информационно-коммуникационные технологии, с применением которых будет создан Национальный словарный фонд. Его создание, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня общей грамотности, защите, сохранению, распространению и развитию государственного языка Российской Федерации, популяризации русского языка за рубежом.
Законопроектом предлагается установить, что Национальный словарный фонд состоит из словарных статей, являющихся основными структурными единицами нормативных словарей, а также словарей, фиксирующих сведения о развитии норм русского литературного языка. Создание, использование, учет и хранение таких словарей будет осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Полномочия оператора Национального словарного фонда по обеспечению предоставления доступа граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления к информации о нормах русского литературного языка, а также условия предоставления доступа для указанных категорий пользователей будут определены положением о Национальном словарном фонде, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
На реализацию Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (далее - ГИС "Национальный словарный фонд") потребуется бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере - 182 349 тыс. рублей, в том числе:
в 2025 году - 53 149 тыс. рублей;
в 2026 году - 55 606 тыс. рублей;
в 2027 году - 73 594 тыс. рублей.
Вопрос финансового обеспечения данного мероприятия будет рассмотрен в установленном порядке при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Объем дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета необходим для реализации следующих мероприятий:
1. Разработка универсальной информационной модели гипертекстовой разметки словарной информации, пригодной для словарей различных типов. Определение языкового содержания модулей словарных статей ГИС "Национальный словарный фонд". Разработка модулей словарных статей ГИС "Национальный словарный фонд" (далее по тексту - "Мероприятие 1").
Период проведения работ с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г.
"Мероприятие 1" представляет собой разработку модели представления данных, разработку формата разметки словарей, формирование языкового содержания ГИС "Национальный словарный фонд". Полученные модели станут основой для разработки модулей словарных статей ГИС "Национальный словарный фонд".
В рамках "Мероприятия 1" будут разработаны методы представления разметки словарных статей; модель сопоставления лексикографической информации с информацией из лингвистических корпусов и сопоставления разнородных словарей с целью разработки способов верификации данных; модель лексикографических поисковых запросов; модель пополнения и обновления базы лексикографических данных без перерывов в обслуживании поисковых запросов.
В рамках разработки модели определяется, что будет делать система, из каких компонентов она будет состоять, каким образом компоненты будут взаимодействовать.
Полученные модели станут основой для разработки модулей словарных статей ГИС "Национальный словарный фонд", а именно:
модуля частичной автоматизации разметки загружаемых словарных статей;
модуля выборочной верификации разметки словарных статей с привлечением информации из лингвистических корпусов и сопоставления различных словарей;
модуля представления размеченных словарных статей в виде базы данных с возможностью построения эффективных поисковых запросов;
модуля для раннего доступа пользователей к отдельным словарям;
модуля обратной связи;
сайта ГИС "Национальный словарный фонд".
При реализации мероприятия планируется определить лингвистическое наполнение модулей словарных статей ГИС "Национальный словарный фонд", провести формирование языкового контента каждого из модулей, разработать программы тестирования лингвистического содержания.
После разработки модулей ГИС "Национальный словарный фонд" планируется провести предварительное тестирование разработанных модулей с точки зрения их языкового наполнения и обеспечить их доработку по итогам предварительных испытаний. Организация - исполнитель по данным работам, будет определена по факту проведения конкурсных процедур на разработку модулей.
В связи с уникальностью и сложностью работ для расчета затрат на создание Системы был использован затратный метод в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Расчет стоимости работ основан на количестве человеко-часов выполнения работы и среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в расчете на одного работника в Российской Федерации в 2022 году в соответствии с данными, опубликованными на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) https://fedstat.ru ОКВЭД2 62.0 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" с корректировкой на коэффициент инфляции, установленный в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Уровень годовой инфляции на 2024 года и плановый период 2025 и 2026 годов установлен в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов". Уровень годовой инфляции на 2027 году взят равным уровню инфляции в 2025 и 2026 годах.
Трудозатраты приняты для пятидневной с двумя выходными 40-часовой рабочей недели (ст. 91, ст. 100 ТК РФ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование запланированы в соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В приложениях к технико-экономическому обоснованию к Проекту "Создание и развитие государственной информационной системы (цифровой платформы) "Национальный словарный фонд" приводятся следующие данные, которые легли в основу расчетов:
Приложение 1 - Календарный план-график выполнения работ;
Приложение 2 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике Российской Федерации;
Приложение 3 - Расчет стоимости 1 (одного) человеко-месяца выполнения работ (задач/подзадач) для различных специалистов;
Приложение 4 - Трудоемкость работы в разрезе специалистов;
Приложение 5 и Приложение 6 - Расчет стоимости создания ГИС "Национальный словарный фонд" в разрезе мероприятий.
Исходя из объема выполнения поставленных задач трудоемкость "Мероприятия 1" составит 24 300 чел./час.
Трудозатраты на "Мероприятие 1", чел/час
N п/п |
Наименование работ/этапа работ |
Чел/час |
1. |
Разработка универсальной информационной модели гипертекстовой разметки словарной информации пригодной для словарей различных типов |
2 700 |
2. |
Разработка модулей словарных статей ГИС "Национальный словарный фонд", в том числе: |
|
2.1. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля частичной автоматизации разметки загружаемых словарных статей. Разработка модуля |
2 700 |
2.2. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля выборочной верификации разметки словарных статей с привлечением информации из лингвистических корпусов и сопоставления различных словарей |
2 700 |
2.3. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля представления размеченных словарных статей в виде базы данных с возможностью построения эффективных поисковых запросов. Разработка модуля |
2 700 |
2.4. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля для раннего доступа пользователей к отдельным словарям. Разработка модуля |
2 700 |
2.5. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля пополнения и обновления информации. Разработка модуля |
2 700 |
2.6. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля обратной связи. Разработка модуля |
2 700 |
2.7. |
Разработка и согласование технического задания на разработку сайта ГИС "Национальный словарный фонд". Разработка сайта |
2 700 |
2.8. |
Проведение разметки словарных статей |
600 |
2.9. |
Проведение предварительных испытаний разработанных модулей |
700 |
2.10. |
Обработка обращений пользователей об ошибках |
700 |
2.11. |
Доработка модулей по результатам проведения предварительных испытаний |
700 |
Всего затраты на выполнение "Мероприятия 1" составят 32 361 896 руб. 95 коп.
Расчеты (обоснования) затрат по "Мероприятию 1" приведены в Приложении 1.
2. Предоставление услуг связи для функционирования ГИС "Национальный словарный фонд" (далее по тексту "Мероприятие 2").
Период предоставления услуги с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2027 г.
Для обеспечения запросов пользователей в реальном времени необходим надежный и быстрый интернет-канал с трафиком не менее 1 Гб/с. Услуга, начиная с 2025 года, должна предоставляться ежегодно до 2027 года.
На последних этапах работ необходима аренда облачных серверных ресурсов для параллельной работы с большим объемом данных и обеспечения безопасности данных ГИС "Национальный словарный фонд".
Расчеты (обоснования) затрат по "Мероприятию 2" приведены в Приложении 2. Коммерческие предложения по расходам, связанным с предоставлением услуг связи (интернет-канала), а также аренде облачных серверных ресурсов, в том числе доступа к контенту, прилагаются.
При расчете использован метод средневзвешенной цены с корректировкой на коэффициент инфляции.
Всего затраты на выполнение "Мероприятия 2" составят 29 448 459 руб. 69 коп.
3. Разработка языковой модели и формата представления лингвистических данных. Выполнение разметки словарных статей для модуля "Электронный гиперсловарь современного русского языка", строящегося на базе отдельных словарей, Национального корпуса русского языка и иных лингвистических систем. Разработка модулей "Электронный гиперсловарь современного русского языка" (далее по тексту "Мероприятие 3").
Период проведения работ с 1 мая 2025 г. по 30 апреля 2026 г.
Разработка информационной модели и формата представления данных для модуля "Электронный гиперсловарь" предполагает сравнительный анализ и сопоставление моделей данных, форматов представления отдельных словарей и разработку подходов к синтезу единой объемлющей модели. Разработанные подходы требуется верифицировать через выборочное представление в разработанных моделях и формате экспериментальных подкорпусов лексикографических статей. Данные подкорпуса должны быть отобраны так, чтобы обеспечить репрезентативность (с точки зрения параметров модели "Электронного гиперсловаря") выборки относительно генеральной совокупности лексикографических статей всех словарей, включенных в систему.
На основе разработанной модели будут сформированы принципы лингвистической разметки словарных статей, объединенных в единый "Электронный гиперсловарь современного русского языка". Разметка позволит непротиворечиво кооперировать языковые данные разных словарей.
Полученные модели станут основой для разработки формата представления данных, модели отношений и модели поисковых запросов для содержания модуля "Электронный гиперсловарь современного русского языка".
Работы по созданию блока доступа к лексикографическим данным включают:
разработку модуля обратной связи "Электронного гиперсловаря" на основе модуля для отдельных словарей;
разработку системы доступа к модулю "Электронный гиперсловарь современного русского языка" на предварительной версии сайта ГИС "Национальный словарный фонд".
Разрабатываемый модуль "Электронного гиперсловаря русского языка" строится на базе ранее разработанных отдельных словарей и должен состоять из блока подготовки и представления лексикографических данных и блока доступа к ним.
Расчет стоимости работ основан на количестве человеко-часов выполнения работы и среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в расчете на одного работника в Российской Федерации в 2022 году в соответствии с данными, опубликованными на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) https://fedstat.ru ОКВЭД2 62.0 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" с корректировкой на коэффициент инфляции, установленный в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Уровень годовой инфляции на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов установлен в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов".
Уровень годовой инфляции на 2027 год взят равным уровню инфляции в 2025 и 2026 годах.
Трудозатраты приняты для пятидневной с двумя выходными 40-часовой рабочей недели (ст. 91, ст. 100 ТК РФ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование запланированы в соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из объема выполнения поставленных задач трудоемкость "Мероприятия 3" составит 24 500 чел/час.
Трудозатраты на "Мероприятие 3", чел/час
N п/п |
Наименование работ/этапа работ |
Работа ИТ |
1. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля частичной автоматизации, отсутствующей в отдельных словарях разметки словарных статей, необходимых для модуля "Электронный гиперсловарь современного русского языка". Разработка модуля |
3 110 |
2. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля пополнения и обновления информации модуля "Электронный гиперсловарь современного русского языка". Разработка модуля |
3 110 |
3. |
Разработка и согласование технического задания на разработку модуля обратной связи. Разработка модуля |
3 110 |
4. |
Разработка/доработка и согласование технического задания на разработку сайта ГИС "Национальный словарный фонд", являющегося в том числе интерфейсом к сервисам электронного гиперсловаря. Разработка/доработка сайта |
3 110 |
5. |
Выполнение разметки словарных статей для модуля "Электронный гиперсловарь современного русского языка" |
1 860 |
6. |
Разработка бренд-бука и дизайна сайта ГИС "Национальный словарный фонд" |
7 400 |
7. |
Проведение предварительных испытаний модулей "Электронный гиперсловарь современного русского языка" |
950 |
8. |
Обработка обращений пользователей об ошибках |
950 |
9. |
Доработка модулей по результатам проведения предварительных испытаний |
900 |
Всего затраты на выполнение "Мероприятия 3" составят 33 150 302 руб. 01 коп. из них в 2025 году - 19 576 950 руб. 00 коп, в 2025 году - 13 573 352 руб. 01 коп.
Расчеты (обоснования) затрат по "Мероприятию 3" приведены в Приложении 3.
4. Разработка модуля "Представление лексической системы русского языка в динамике (на основе модулей "Электронный гиперсловарь современного русского языка"). Разработка платформы ГИС "Национальный словарный фонд". Интеграция ГИС "Национальный словарный фонд" с иными тематическими проектами. Проведение аттестации, опытной эксплуатации ГИС "Национальный словарный фонд" (далее по тексту - "Мероприятие 4").
Период проведения работ с 1 мая 2026 г. по 1 октября 2027 г.
В рамках мероприятия планируется разработка модуля "Представление лексической системы русского языка в динамике", доработка всех модулей на основании предварительных испытаний и разработку платформы ГИС "Национальный словарный фонд", позволяющей объединить модули, обеспечить интеграцию тематических систем, провести аттестацию ГИС "Национальный словарный фонд" на соответствие требованиям защиты информации, установленным ФСТЭК России.
В 2027 году необходимо начать работы по проведению опытной эксплуатации разработанных модулей на их соответствие техническим заданиям. Для реализации этой работы планируется взаимодействие и координация работы различных высококвалифицированных IT-специалистов. По результатам проведения опытной эксплуатации ГИС "Национальный словарный фонд" планируется доработать модули.
Расчет стоимости работ основан на количестве человеко-часов выполнения работы и среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в расчете на одного работника в Российской Федерации в 2022 году в соответствии с данными, опубликованными на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) https://fedstat.ru ОКВЭД2 62.0 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" с корректировкой на коэффициент инфляции, установленный в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Уровень годовой инфляции на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. установлен в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов".
Уровень годовой инфляции на 2027 год взят равным уровню инфляции в 2025 и 2026 годах.
Трудозатраты приняты для пятидневной с двумя выходными 40-часовой рабочей недели (ст. 91, ст. 100 ТК РФ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование запланированы в соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из объема выполнения поставленных задач трудоемкость "Мероприятия 4" составит 61 260 чел./час.
Трудозатраты на "Мероприятие 4", чел/час
N п/п |
Наименование работ/этапа работ |
Работа ИТ |
1. |
Разработка модуля "Представление лексической системы русского языка в динамике" (на основе модулей "Электронный гиперсловарь современного русского языка"). Разработка платформы ГИС "Национальный словарный фонд" |
|
1.1. |
Разработка модуля частичной автоматизации разметки и верификации словарных статей и отношений связи, необходимых для модуля "Представление лексической системы русского языка в динамике" |
4 800 |
1.2. |
Разработка модуля пополнения и обновления информации для модуля "Представление лексической системы русского языка в динамике" |
4 800 |
1.3. |
Разработка модуля обратной связи "Представление лексической системы русского языка в динамике" |
4 800 |
1.4. |
Модернизация сайта ГИС "Национальный словарный фонд" для предоставления интерфейса к сервисам платформы ГИС "Национальный словарный фонд" |
8 600 |
1.5. |
Разработка платформы ГИС "Национальный словарный фонд" |
18 460 |
1.6. |
Проведение предварительных испытаний разработанных модулей |
3 800 |
1.7. |
Доработка модулей по результатам проведения предварительных испытаний |
3 800 |
1.8. |
Проведение мероприятий по аттестации ГИС "Национальный словарный фонд" |
600 |
1.9. |
Проведение опытной эксплуатации модулей ГИС "Национальный словарный фонд" |
11 600 |
Исходя из объема выполнения поставленных задач объем затрат на выполнение "Мероприятия 4" составит 86 610 174 руб. 09 коп., из них в 2026 году - 40 775 457 руб. 44 коп, в 2027 году - 45 834 716 руб. 65 коп.
Расчеты (обоснования) затрат произведены по "Мероприятию 4" приведены в Приложении 4.
5. Проведение приемочных испытаний и ввод в эксплуатацию ГИС "Национальный словарный фонд" (далее по тексту "Мероприятие 5").
Период проведения работ с 1 октября 2027 г. по 1 декабря 2027 г., представляет работы по проведению приемочных испытаний системы и ввода ГИС "Национальный словарный фонд" в эксплуатацию.
Расчет стоимости работ основан на количестве человеко-часов выполнения работы и среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в расчете на одного работника в Российской Федерации в 2022 году в соответствии с данными, опубликованными на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) https://fedstat.ru ОКВЭД2 62.0 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" с корректировкой на коэффициент инфляции, установленный в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов". Уровень годовой инфляции на 2024 года и плановый период 2025 и 2026 годов установлен в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов". Уровень годовой инфляции на 2027 год взят равным уровню инфляции в 2025 и 2026 годах. Трудозатраты приняты для пятидневной с двумя выходными 40-часовой рабочей недели (ст. 91, ст. 100 ТК РФ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование запланированы в соответствии с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из объема выполнения поставленных задач объем трудозатрат "Мероприятия 5" составит 540 чел./час, сумма затрат на выполнение "Мероприятия 5" составит 777 836 руб. 17 коп.
Расчеты (обоснования) затрат произведены по "Мероприятию 5" приведены в Приложении 5.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" потребует:
1. Принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Национальном словарном фонде".
Обоснование необходимости подготовки - часть 7 статьи 4.1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
2. Внесения изменений в Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682.
Обоснование необходимости подготовки - часть 5 статьи 4.1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" (в редакции законопроекта).
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Срок вступления в силу - 1 января 2025 г.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.