Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 538768-8 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях увеличения имущественного налогового вычета из налога на доходы физических лиц в случае продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, до 2 000 000 рублей.
Действующим налоговым законодательством предусматривается необходимость уплаты налога на доходы физических лиц в случае продажи объекта недвижимого имущества, который находился в собственности налогоплательщика меньше минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества.
Минимальный предельный срок владения может составлять 3 либо 5 лет.
При этом, в случае продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе до истечения указанного срока предусмотрен имущественный налоговый вычет, который не превышает в целом 1 000 000 рублей.
Применение имущественного налогового вычета предполагает уменьшение дохода, полученного от сделки по продаже такого недвижимого имущества вплоть до 1 000 000 рублей.
Например, в случае, если в 2021 году налогоплательщик получил в наследство квартиру в собственность и в 2023 году продал ее за 4 млн. рублей, налог на доходы физических лиц будет взыскан с суммы продажи, уменьшенной на сумму имущественного налогового вычета, то есть с 3 млн. рублей. В итоге сумма налога на доходы физических лиц будет 390 тысяч рублей (13% от 3 000 000 рублей) вместо 520 тысяч рублей (13% от 4 000 000 рублей).
Указанный размер имущественного налогового вычета не менялся с момента его введения.
Очевидно, что данная норма не учитывает реальную ситуацию, складывающуюся на рынке жилья, и не отражает в полной мере действительных затрат на приобретение жилых помещений.
По данным единой межведомственной информационно-статистической системы лишь за последние 5 лет цена 1 квадратного метра общей площади квартир на рынке жилья в Российской Федерации выросла более чем на 60% на вторичном рынке и более чем на 110% на первичном. Средняя стоимость на вторичном рынке жилья изменилась с 57 006 рублей в I квартале 2019 года до 92 363 рублей во II квартале 2023 года, а на первичном рынке жилья стоимость выросла с 60 705,14 рублей в I квартале 2019 года до 128 828,73 рублей во II квартале 2023 года 1.
В связи с этим законопроектом предлагается приблизить размер имущественного налогового вычета к изменившимся экономическим реалиям, для чего увеличить его до 2 000 000 рублей.
Такое увеличение позволит гражданам получить дополнительные средства при продаже недвижимого имущества. Нередко полученные за счет продажи недвижимого имущества финансы направляются на удовлетворение жизненно-важных потребностей граждан, когда любые дополнительные средства положительно отразятся на семейном бюджете. А в случае улучшения за счет средств от продажи жилищных условий граждан, соответственно, увеличение имущественного налогового вычета даст возможность направить больше средств на подобные цели, на покупку нового жилья, загородного дома или на ремонт имеющейся недвижимости.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы)с аналогичным содержанием.
------------------------------
1 https//www.fedstat.ru/indicator/31452#
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, измененное или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.