Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 539166-8 "О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации" связана с необходимостью расширения перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
В настоящее время законодательством определен перечень лиц, которым при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников. К ним отнесены наиболее социально уязвимые категории граждан.
Необходимость дополнения перечня категорией "работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в течение пяти лет до наступления такого возраста" объясняется тем, что трудоспособные работники предпенсионного возраста являются социально незащищенной категорией граждан. Это обусловлено тем, что при потере работы они имеют мало шансов на последующее трудоустройство и при этом не имеют права на получение пенсии.
Всем пожилым людям, безусловно, необходима защита от дискриминации. Но для лиц предпенсионного возраста, а также для лиц, которые достигли пенсионного возраста, но по каким-либо причинам не получают пенсию, такая защита важна вдвойне. Без работы, без возможности получать достойную заработную плату работники предпенсионного возраста обречены на низкий размер будущей пенсии, что делает их крайне уязвимыми, и не только на рынке труда.
В сравнении работники, имеющие пенсию по старости, государством социально защищены и имеют ежемесячную финансовую поддержку, определенную на законодательном уровне, и не признаются безработными.
С учетом актуальности вопроса обеспечения трудовой защищенности граждан предпенсионного возраста в настоящее время федеральным законодательством уже установлена ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (статья 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем данная норма не распространяется на увольнение работника предпенсионного возраста в случае вынужденного сокращения работодателем численности или штата работников.
В соответствии с законодательством предпенсионный возраст охватывает период продолжительностью до пяти лет, а пенсия может быть назначена досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Данное обстоятельство свидетельствует о социальной незащищенности при увольнении работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение трех лет.
При этом в случае потери основного места работы граждане данной категории имеют право на пособие по безработице на протяжении 12 месяцев, для отдельных категорий граждан - не более 24 месяцев, что накладывает на государство дополнительные финансовые затраты.
Следует отметить, что граждане предпенсионного возраста являются представителями "самого уязвимого возраста", они имеют препятствие для полноценной реализации прав человека и основных свобод, для полного и эффективного участия в обществе на равных правах.
Вместе с тем имеются и ключевые проблемы этой возрастной категории: личностно-эмоциональные вызовы, формирующие негативный фон; социальная эксклюзия; снижение физических возможностей; моральное напряжение, связанное с профессиональным статусом; частая дискриминация со стороны работодателей; снижение уровня доходов и их более однородный характер; потеря опоры и уверенности в себе, ведущая в целом к потере уверенности в будущем.
В целях восстановления социальной справедливости полагаем целесообразным дополнение статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации положением, направленным на недопущение увольнения работников предпенсионного возраста при сокращении численности или штата работников. Принятие данного Закона позволит обеспечить установленные Конституцией Российской Федерации гарантии на социальную поддержку пожилых граждан, улучшить качество жизни граждан предпенсионного возраста.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует затрат из федерального бюджета и не повлечет за собой отрицательных социально-экономических последствий.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.