Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на наделение Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (Банка России) полномочиями по регулированию интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств.
В текущих геополитических условиях, осложненных санкционным давлением недружественных государств на финансовую систему Российской Федерации, с большими осложнениями осуществляются трансграничные платежи в рамках внешнеторговой деятельности.
Из-за опасения первичных и даже вторичных санкций множество зарубежных банков отказываются от обслуживания российских кредитных организаций, юридических и физических лиц.
Проблемы с проведением безналичных переводов испытывают не только банки, которые были отключены от системы SWIFT, но и большинство региональных банков, которые имеют право на проведение через другие российские банки, большинство из которых оказались субъектами санкций. Зачастую маршрут движения средств становится сложным и протяженным, деньги переводятся от банка к банку, тем самым участник внешнеэкономической деятельности может терять время и прибыль с оборота активов.
Кроме того, набирает популярность в развитых страна и странах с развивающимся рынком, делающих выбор в пользу инновационных механизмов трансграничных платежей и расчетов, диверсификации валютных резервов отказ от использования доллара США в качестве резервной валюты. Отказ от системы международных расчетов в долларах США возможен через создание платежной системы БРИКС и государствами ЕАЭС, ШОС, Юго-Восточной Азии, Ираном, Турцией и другими заинтересованными странами.
На межгосударственном уровне рассмотрена возможность создания собственной платежной системы, аналогичную западной SWIFT, для расчетов в национальных валютах и достижения независимости от влияния третьих стран в финансовом секторе. Так же, как и в странах БРИКС, в рамках ШОС предлагается создать собственную систему электронного обмена финансовой информацией и проведения банковских платежей, ускорив переход на расчеты в национальных валютах.
Реализация вышеперечисленных этапов позволит сформировать новую финансовую систему. Вместе с тем эксперты отмечают и объективные трудности на пути реализации этих планов - необходимо преобразование нормативно-правовой базы большинства национальных банков стран-участниц на более суверенную систему, поскольку действующая нормативная система в значительной степени регулируется Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком.
При этом, российским законодательством регулируется только правовой режим национальной платежной системы, под которой понимается совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений, операторов электронных платформ (субъекты национальной платежной системы) (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). Указанный закон обеспечивает функционирование независимой от международных платежных систем структуры расчетов и реализацию социальной функции для осуществления услуг в электронном виде и не регламентирует возможности интеграции национальной платежной системы с платежными системами других государств.
Кроме того, национальная платежная система тесным образом переплетена с банковской системой - регулирование и надзор за ними осуществляется единым органом - Банком России, а кредитные организации могут одновременно являться субъектами как банковской системы, так и национальной платежной системы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 4, статьи 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" именно Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; правила проведения банковских операций; а также правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О национальной платежной системе" Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
Частью 3 статьи 2 данного Федерального закона Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений также только в национальной платежной системе. Следовательно, для того, чтобы разрабатывать нормативные правовые и нормативные акты в области интеграции национальной платежной системы с платежными системами других государств, Правительство Российской Федерации и Банк России должны быть наделены соответствующими полномочиями.
В связи с этим, проектом Федерального закона предлагается внести дополнения в статью 2 Федерального закона "О национальной платежной системе", наделив Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти правом принимать нормативные правовые акты, а Банк России - соответственно нормативные акты в целях регулирования отношений, связанных с интеграцией национальной платежной системы с платежными системами других государств.
Кроме того, поскольку именно Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, обладает правом на издание обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативные акты (ст. 56, ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), необходимо установление его права на регулирование отношений, связанных с интеграцией национальной платежной системы с платежными системами других государств и в данном федеральном законе.
Указанные меры позволят Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти принимать нормативные правовые акты, а Банку России - соответственно нормативные акты в целях регулирования отношений, связанных с интеграцией национальной платежной системы с платежными системами других государств, что в свою очередь будет способствовать оперативному созданию правового пространства, необходимого для создания межгосударственной платежной системы, аналогичной системе SWIFT, для расчетов в национальных валютах, разрешению сложностей с проведением трансграничных платежей по результатам внешнеэкономической деятельности и достижения независимости России от влияния третьих стран в финансовом секторе.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств)
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств) не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств)
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования интеграции национальной платежной системы в национальные платежные системы дружественных государств) внесения изменений в другие акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.