Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах" направлен на отнесение обеспеченных стейблкоинов к числу цифровых финансовых активов и установлении возможности их использования во внешнеторговой деятельности для оплаты за передаваемые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги.
В Стратегии развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы Банк России определил стейблкоины как разновидность криптовалют с встроенными механизмами стабилизации их курсов по отношению к другим активам или криптовалюты, обеспеченные другими активами (напр., доллара США или иного актива (золота, нефти и т.д.) (п. 2.3.1) 1.
Обеспеченные стейблкоины - это цифровые активы, которые стремятся поддерживать стабильную стоимость за счет привязки к различным активам (фиатной валюте, драгоценным металлам и так далее) или корзине различных активов. Большинство существующих стейблкоинов привязаны к фиатным валютам 2. Обеспеченные стейблкоины являются частным случаем токенизированных финансовых инструментов 3, однако в силу значительной распространенности в целях настоящего доклада рассматриваются отдельно от иных токенизированных финансовых инструментов.
Правовое регулирование стейблкоинов в зарубежной практике и в Российской Федерации различается.
"Виртуальные активы" как термин, используется для обозначения криптоактивов и других цифровых активов, которые не функционируют в качестве законного средства платежа. В зависимости от характеристик так называемых стейблкоинов, они могут также быть отнесены к категории традиционных финансовых активов (например, ценных бумаг) в рамках стандартов ФАТФ или национальных нормативно-правовых актов. В "Докладе ФАТФ о так называемых стейблкоинах для министерств финансов и управляющих центральными банками группы 20" 4 (июнь 2020) отмечено, что так называемые стейблкоины будут считаться либо виртуальными активами, либо традиционными финансовыми активами, в зависимости от их конкретного характера и, в целом, допускаются к применению.
К стейблкоинам, как правило, применяются регуляторные требования по аналогии с регулированием депозитов, фондов денежного рынка и ценных бумаг. При этом должны выполняться требования по раскрытию информации, финансовой устойчивости, обеспеченности, а также сохранности резервных активов и независимому аудиту (США, ЕС, Швейцария).
Российским законодательством правовой режим стейблкоинов не урегулирован. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
В условиях внешнеполитического давления со стороны стран, совершающих недружественные действия в отношении России, ее физических и юридических лиц, традиционно используемые участниками внешнеэкономической деятельности каналы межбанковских расчетов в валютах недружественных стран, потеряли надежность. При их использовании кредитные организации регулярно сталкиваются с риском блокировки активов и отсутствия гарантий бесперебойности платежей, поэтому расширение внешнеэкономической деятельности с широким кругом стран с учетом сохранения вектора на открытость российской экономики в современных условиях требует перехода на новые каналы и механизмы международных расчетов 5 Стейблкоин, обеспеченный золотом, может стать валютой расчета в рамках экспортных сделок, не становясь при этом средством платежа за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары либо средством расчета между физическими лицами на территории Российской Федерации.
Возможность использования криптовалют в расчетах по внешнеэкономической деятельности допускается Банком России для внешнеторговых сделок при условии, что криптовалюта не будет использована в качестве средства платежа на территории Российской Федерации 6. Кроме того, наряду с криптовалютой регулятор готов отработать использование цифровых финансовых активов для международных расчетов 7. Отмечено, что криптовалюты, особенно стейблкоины, можно использовать для внешнеэкономической деятельности: для расчетов с международными контрагентами (поставщиками и клиентами), при отправке денег себе или другим физическим лицам на иностранные счета, таким образом, обеспеченные золотом стейблкоины позволяют разрешить проблему осуществления расчетов по результатам внешнеторговой деятельности.
По мнению экспертов, для компаний расчеты стабильными монетами могут удешевить и упростить расчеты, оптимизировать торговое финансирование, а также избежать ограничителей расчетов, свойственных двухсторонней торговле в национальных валютах.
Согласно исследованию ПАО "Россельхозбанк", объем транзакций стейблкоинами уже сравним с объемом расчетов по картам MasterCard и American Express. Такой результат обусловлен тем, что по кредитным картам осуществляются потребительские расходы, а привязанные к фиатным валютам стейблкоины больше используются для трейдинга. В настоящее время на стейблкоины приходится около 16,5% капитализации всего крипторынка и их общий объем составляет $140 млрд 8.
В текущей ситуации рассматривается также возможность использования стейблкоинов, обеспеченных золотом, в трансграничных расчетах между Россией и Ираном 9.
В связи с этим, проектом Федерального закона предлагается дополнить часть 2 статьи 1 Федерального закона "О цифровых финансовых активах" пунктом 2.1., в котором содержится определения обеспеченного стейблкоина как цифрового финансового актива, стремящегося поддерживать стабильную стоимость за счет привязки к курсу золота, а также предусмотреть возможность использования обеспеченных стейблкоинов в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги во внешнеторговых контрактах, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам (дополнение части 10 статьи 4 данного Федерального закона новым пунктом 10.1).
Указанная мера позволит разрешить сложности, связанные с невозможностью или существенными ограничения в осуществлении трансграничных платежей по результатам внешнеэкономической деятельности.
Разрешение использования стейблкоинов во внешнеторговой деятельности не приведет к неправомерному их использованию, поскольку на территории Российской Федерации расчеты стейблкоинами будут по-прежнему запрещены.
------------------------------
1 Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы. - URL: https://cbr.ru/Content/Docuineni/File/120210/sirategv nps 2021-2023.pdf (дата обращения: 24.08.2023).
2 Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации: Доклад Банка России для общественных консультаций. -
URL: https://cbr.ru/content/document/rile/141991/consultation paper 07H2022.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
3 Финтех - радар 03. Технология месяца - ЦФА. - URL: https://fintecliru.org (дата обращения: 10.08.2023).
4 https://eurasiangroup.org/files/uploads/flles/07.Virtual-Assets-FATF-Report-G20-So-Ca11ed-Stablecoins Russian.pdf (дата обращения 30.08.2023)
5 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2023 ГОД И ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ (утв. Банком России). - Москва. - 2022. - С. 59 // https://www.cbr.ru/Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf
6 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2023 ГОД И ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ. - Москва. - 2022. - С. 60 // https://www.cbr.ru/Content/Document/File/143773/onfr_2023-2025.pdf
7 Использование крипты в ВЭД возможно, но сопряжено с рядом проблем - эксперт. - URL: https://www.finam.ru/publications/item/ispolzovanie-kriptv-v-ved-vozmozhno-no-soprvazlieno-s-i-yadomproblem-ekspert-20230417-1922/ (дата обращения: 10.08.2023).
8 Стейблкоин может стать новой валютой расчета в сделках между компаниями. - URL: https://www.finam.ru/publications/item/stevblkoin-mozhet-stat-novov-valvutov-rascheta-v-sdelkakhmezhdu-kompanivami-20230206-l 100/ (дата обращения: 10.08.2023).
9 Депутаты готовят переход на расчеты золотом. - URL: https://expert.rn/2023/01 /26/deputatvgotowat-perekhod-na-raschetv-zolotom/ (дата обращения: 10.08.2023).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части отнесения к цифровым финансовым активам обеспеченных стейблкоинов и их использовании для оплаты по внешнеторговым контрактам) не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесение изменений в другие акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.